На площадку строящегося «Сибирского кольцевого источника фотонов» доставили первую партию оборудования
В Корпусе стендов и испытаний ЦКП «СКИФ» сейчас находится одна четвертая часть бустерного синхротрона, состоящая из гирдеров с магнитным и вакуумным оборудованием.
Фото: министерство науки и инновационной политики Новосибирской области
Общая масса этого оборудования составляет более 40 тонн.
После тестовой сборки ученые перейдут к этапу крупномасштабной сборки
уникального оборудования в здании инжектора.
Всего там будут собраны 44 гирдера (специальных подставок) бустерного
синхротрона, которые образуют кольцо периметром 158 метров. В бустерном
синхротроне электронный пучок за полсекунды будет разгоняться до 3 ГэВ
(гигаэлектронвольт) — это энергия, на которой работает ЦКП СКИФ. Единственным
исполнителем комплекса работ по изготовлению, сборке, поставке и пусконаладке
оборудования ускорительного комплекса ЦКП СКИФ, в том числе оборудования
бустерного синхротрона, выступает Институт ядерной физики им. Г. И. Будкера СО
РАН.
Открытие ЦКП СКИФ позволит региону и стране в целом выйти на
новый социально-экономический уровень. Ученые смогут исследовать устройство
различной материи, что в будущем даст возможность улучшать ее свойства,
создавать новые композиты, более долговечные аккумуляторы, сказал министр науки
и инновационной политики Новосибирской области Вадим Васильев.
В настоящее время в здании инжектора, где будет размещаться в том числе
бустерный синхротрон, работает геодезическая группа ИЯФ СО РАН и партнеры
института по направлению таких работ. Специалисты монтируют и тестируют опорную
геодезическую сеть, которая позволит в дальнейшем выполнить высокоточный монтаж
гирдеров с оборудованием.
Сегодня начинается новый этап развития проекта ЦКП СКИФ: на площадке будущего
ЦКП теперь работают не только специалисты строительной отрасли, но и сотрудники
научных организаций, рассказал директор ФИЦ «Институт катализа им. Г. К.
Борескова СО РАН» академик Валерий Иванович Бухтияров.
«Конечно, первыми начинают ученые и инженеры ускорительного направления. Электронный пучок, а затем и синхротронное излучение с уникальными параметрами — это основа для работы экспериментальных станций. СКИФ спроектирован как самый современный источник синхротронного излучения в мире, и мы шаг за шагом движемся к цели».
Требования по точности взаимного положения гирдерных
модулей составляют около 70 микрометров, что аналогично толщине волоса
взрослого человека. По информации ученых, это рекордная точность для
ускорителей: данный параметр для подобных машин предыдущих поколений составлял
порядка 100 микрометров. Только при таком расположении модулей возможно достичь
необходимой точности положения элементов магнитной системы, смонтированной на
гирдеры, и, следовательно, необходимых параметров электронного пучка.