08 октября 2025 12:13
читать 10 минут

На Петербургском газовом форуме показали космический газоанализатор и «особенный» двигатель

В Петербурге стартовал один из самых масштабных международных конгрессно-выставочных проектов нефтегазовой отрасли. В числе экспонатов — перспективные новинки.

Петербургский международный газовый форум открылся 7 октября. Корреспондент Mashnews ознакомился с экспозицией и пообщался с участниками.

Двигатели для перекачки газа

На стенде Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) центральным экспонатом стал полноразмерный газотурбинный двигатель НК-36СТ-25 мощностью 25 МВт производства самарского предприятия «ОДК-Кузнецов». Хотя он уже применяется в составе газоперекачивающих агрегатов, показывают его впервые.

Двигатель обеспечивает транспортировку газа на расстояние около 130 км. Суммарная наработка НК-36СТ-25 составляет более 1,3 млн часов.

Газотурбинный двигатель НК-36СТ-25 — это серийная модель, выпускаемая ПАО «ОДК-Кузнецов», он применяется в составе газоперекачивающих агрегатов и компрессоров сжижения газа, рассказал генеральный директор ООО «ОДК Инжиниринг» Андрей Воробьев. По его словам, сегодня в эксплуатации находится более 60 таких двигателей. Особенность двигателя, представленного на выставке, — установленная малоэмиссионная камера сгорания. Проведенные испытания подтвердили соответствие жестким экологическим нормативам по выбросам.

Линейка двигателей НК продолжает развиваться, уточнил Воробьев. В экспозиции представлена новая модификация — первый полностью российский газотурбинный двигатель НК-36СТ-32 мощностью 32 МВт, созданный для привода более мощных компрессоров. Это позволит увеличить пропускную способность газотранспортных систем.

«При этом мы предлагаем рынку не просто двигатели, а комплексные решения. Комплексным поставщиком газотурбинных установок и агрегатов на базе двигателя НК-36СТ-32 является компания «ОДК Инжиниринг». Мы обеспечиваем полный цикл — от проектирования и производства оборудования до его сервисного сопровождения на всем жизненном цикле. Реальная ценность НК-36СТ-32 раскрывается именно в реализации таких комплексных решений», — подчеркнул Воробьев.

Малоэмиссионная камера сгорания (МЭКС) разработки и производства ПАО «ОДК-Кузнецов» для газотурбинных двигателей серии «НК». Фото: Дмитрий Матвеев / Mashnews

Беспилотники следят за утечками метана

На выставке представили беспилотные системы для мониторинга утечек метана. Они стали результатом партнерства российских и белорусских компаний.

«Мы производим беспилотные летательные аппараты, а коллеги из ОАО «Пеленг» изготавливают непосредственно сами газоанализаторы, которые здесь установлены. Все это вместе используется компанией «Газпром» для проведения мониторинга утечек метана. Газоанализаторы весят либо шесть с половиной, либо десять килограммов. А сам беспилотник тяжелого типа, весит свыше 30 кг. Он может тащить на себе до 15 кг. Модель беспилотника — полностью электрическая. У нее четыре подъемных двигателя и два маршевых», — рассказал корреспонденту Mashnews представитель московской компании «Бас Глори Эйр», она показывает на выставке БЛА самолетного типа с газоанализатором.

Стоимость беспилотного летательного аппарата без дополнительной полезной нагрузки (то есть газоанализатора) составляет от 9,5 млн рублей, уточнил он.

ОАО «Пеленг» базируется в Минске. Он поставляют для «Бас Глори Эйр» и «Пром Авиа» из Нижнего Новгорода полезную нагрузку — газоанализатор на гиростабилизированной платформе.

«Принцип его работы таков: он летит на высоте примерно в 150 метров, принимает отраженное лазерное излучение и, проходя через облако метана, фиксирует утечку, если она есть. Стоимость газоанализатора составляет порядка 18 млн рублей. Есть еще облегченная версия без гиростабилизации, которая стоит 14 млн», — объяснил ведущий инженер-конструктор Научно-конструкторского управления «СКС» (ОАО «Пеленг») Артем Гармаза.

У «Пеленга» есть и космические оптико-электронные аппараты. На выставке белорусская компания представила газоанализатор космического базирования. Аппарат работает на высоте 400-600 км, а полоса захвата у него — от 10 до 12 км.

«Задачи у него такие же, что и у газоанализаторов на беспилотниках. Правда, в космос их еще не запускали. Но планируется первый тестовый запуск», — сообщил Гармаза.


Система мониторинга и обнаружения утечек метана: БЛА самолетного типа OG-65 с детектором ДМЛ-100А. Производители: ОАО «Пеленг» (Минск, Республика Беларусь) и ООО «Бас Глори Эйр» (Москва). Фото: Дмитрий Матвеев / Mashnews 

Система мониторинга и обнаружения утечек метана: БЛА вертолетного типа ВТ-170 с детектором ДМЛ-150С. Фото: Дмитрий Матвеев / Mashnews


Спутниковый газоанализатор (СГА) производства ОАО «Пеленг» (Минск, Республика Беларусь). Фото: Дмитрий Матвеев / Mashnews

Вездеходы и пожарные поезда

НПО «Сопот» привезло на выставку автономный пожарный модуль контейнерного типа. Он предназначен для использования в составе пожарного поезда. Компания разработала его для структуры «Газпрома» по собственному техническому заданию. Использоваться модуль будет на железной дороге на Ямале.

«Это первый экземпляр, мы его получили и привезли на выставку. Пока что их будет произведено два. Стоимость такого модуля составляет 29 млн рублей. Его особенность в том, что это полностью автономный модуль. В нем есть и вода (20 тонн), и пенообразователь, и насосная установка, которая подает давление на установку комбинированного пожаротушения на крыше модуля. Водой он способен заполняться из любых внешних источников — озера или реки, поскольку оборудован специальными насосами», — рассказал представитель ООО НПО «Сопот» Петр Оленин.

На выставке представили несколько двигателей производства АО «Коломенский завод» (входит в «Трансмашхолдинг», ТМХ). Одним из них стал дизельный двигатель 17-36ДГ мощностью 1700 кВт, рассказал главный конструктор проекта ООО «ИЦД ТМХ» Михаил Чернышев.

«Это самый мощный из линейки восьмицилиндровых двигателей производства АО «Коломенский завод». Он предназначен для установки в электростанции. Завод также выпускает двигатели для тепловозов и судов, но так как у нас здесь форум энергетический, то представлены машины энергетического исполнения», — отметил он.

Энергетические машины у завода заказывает Министерство энергетики Сахалина, рассказал он. На острове построят два энергокомплекса мощностью 16 и 24 МВт, в одном будет десять таких машин, а в другом — пять.

«Кроме этого, нашими заказчиками являются месторождения, где нужна работа непосредственно на месте. У нас на заводе производится и пакетирование таких машин в контейнерную оболочку, они уже работают как полноценные электростанции», — добавил Чернышев.

Водитель-испытатель АО «Курганмашзавод» Алексей Музыка продемонстрировал корреспонденту Mashnews вездеход, который выпускается серийно. Компания уже выпустила более тысячи штук.

«Вездеход способен проходить по снегу, болоту, грязи. Основное его преимущество в том, что он водоплавающий. Скорость по воде у него 4 километра в час», — уточнил водитель-испытатель.

Много таких вездеходов используется на Крайнем Севере, одним из последних заказов был заказ от МЧС для использования за Полярным кругом, сообщил Музыка.

Автономный пожарный модуль контейнерного типа с установкой комбинированного тушения пожаров «Пурга-100» (предназначен для оборудования железнодорожной платформы в составе пожарного поезда). Производитель — НПО «Сопот». На переднем плане — другое оборудование для тушения пожаров семейства «Пурга». Фото: Дмитрий Матвеев / Mashnews 

Двигатели от АО «Коломенский завод» (ТМХ) Фото: Дмитрий Матвеев / Mashnews


Вездеход от АО «Курганмашзавод». Фото: Дмитрий Матвеев / Mashnews

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!