На опережение «Атома»: Липецк обеспечит двигателями и батареями российские электрокары
Завод «Моторинвест», занимающийся сборкой электромобилей и гибридов под маркой Evolute, объявил о планах по переходу на полный цикл производства. И - что еще важнее - о скором оснащении модели i-Joy отечественными мотором и батареей. Это должно случиться в 2025 году.
От нефтедобычи к электрокарам
Предприятие, расположенное в Липецкой области, готовится к тому, чтобы максимально локализовать производство «Эволютов» - процесс должен начаться уже в следующем году, об этом заявил руководитель спецпроектов «Моторинвеста» Василий Чеботарев. Во-первых, планируется полный цикл с окраской и сваркой кузовов, во-вторых, одну из моделей, кроссовер i-Joy, будут комплектовать электродвигателем и батареей, сделанными в России: 15 октября стало известно, кого Evolute выбрал в качестве технологических партнеров.
Речь идет о батарее мощностью 62 кВт, которая заряжается до 80% за 40 минут. Ее спроектировала петербургская компания САЭ («Системы автономной энергии»), подразделение ГК «Итэлма». Ячейки, впрочем, останутся импортными. И не самый приятный нюанс как для производителя, так и для покупателя: батарея не только мощнее «оригинальной» китайской на 12 кВт, но и дороже. Насколько именно, пока данных нет.
Что касается электродвигателей, то их выпуском займется пермский завод «Новомет», и самое интересное здесь то, что это предприятие раньше ничего общего с электрокарами не имело, специализируясь на производстве оборудования для нефтедобычи. Получится ли у них сделать высокотехнологичный электрический мотор, большой вопрос. Впрочем, то же самое касается и батарей – насколько «российскими» они в реальности окажутся, и насколько такое производство окажется рентабельным для самого «Моторинвеста», который пока не может похвастаться внушительными цифрами продаж.
Национальный интерес
«Батареи в электромобилях используются исключительно литий-ионные. У нас в стране такие аккумуляторы производятся в очень небольшом масштабе, и цены на них, прямо скажем, не особо конкурентоспособны. Ресурсные параметры тоже уступают предложениям из Китая. То есть сырьевая база-то у нас есть, но до конца она не отработана», - делится своим мнением технолог опытного производства химических источников тока компании АО «АВЭКС» Андрей Корчун.
Но главная проблема, по словам эксперта, заключается в том, что масштабное производство не запущено ни на одном из заводов, их мощности пока не настроены на выпуск такой продукции. Предприятие в Калининграде пока работает в тестовом режиме, а планы «Росатома» остаются планами.
«Еще вопрос: что за материалы мы будем использовать. К примеру, сейчас нет массового производства анодных материалов. Или взять компонентную базу, тот же сепаратор. Их в России никто не делает. Вроде бы не очень дорогой, не очень критичный компонент, но без него батарея работать не будет», - говорит Корчун.
«Следующее – это электролит. Электролитами занимаются в Казани, хорошими, чистыми, однако объем производства у них небольшой, а значит, цены – высокие. Да и к тем характеристикам, которыми могут похвастаться зарубежные производители, им еще стремиться и стремиться», - отмечает собеседник Mashnews.
Вопрос стоимости производства и объема сбыта в данном случае невероятно важен, фактически это краеугольный камень в истории с созданием российских батарей и электродвигателей. «Продажи Evolute на очень низком уровне, в сентябре было продано меньше ста автомобилей это марки, причем вообще всех, не только i-Joy, - напоминает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов. – Насколько я могу судить, проект с моторами и батареями является частью процесса локализации и соответствует «Концепции развития электротранспорта». То есть, его надо воспринимать не с коммерческой, а, скорее, с государственно-стратегической точки зрения, и тогда все выглядит логично, все становится на свои места. А вот окупаемость мне представляется сомнительной. Электромобили вообще плохо продаются. И Evolute не исключение».
«Непонятно, о какой именно локализации идет речь, - дополняет коллегу эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. – Они явно не будут производить батареи полностью сами, брать литий, из него делать систему накопления энергии и собирать в общий корпус. Скорее всего, на первом этапе речь пойдет о «просто» сборке, нежели чем о полноценном, самостоятельном производстве. И большой вопрос в рынке сбыта: под какие объемы готовится производство?».
План «Б»
С одной стороны, проект «Моторинвеста» выглядит одновременно утопичным и финансово провальным. С другой – не «Эволютом» единым, и это в Липецке прекрасно понимают. «Надо учитывать, что электродвигатели используются в широком спектре задач, от атомных электростанций до транспортировки углеводородного сырья. Даже если этот проект не выгорит, но локализация будет реализована, найдутся варианты кроме i-Joy», - отмечает Фролов.
«Тема интересная и важная. Важная – потому что применять электродвигатели можно будет не только в конкретном Evolute, возможен выход на более широкий рынок и оснащение этими моторами другой электродвижимой техники, не только автомобилей», - рассуждает Андрей Корчун. По всей видимости, именно на это нацелены в «Моторинвесте» - застолбить за собой место первопроходца в выпуске электромоторов и батарей с прицелом на то, чтобы в списке покупателей со временем оказались другие компании-производители электрокаров.
В «Моторинвесте» эти моменты не комментируют и лишь подтверждают планы по локализации на 2025 год. Точные сроки при этом не называются.
Попытки Mashnews связаться с САЭ не увенчались успехом: запрос, направленный нашей редакцией в петербургскую компанию, на данный момент остается без ответа. Что касается «Новомета», то в службе по связям с общественностью пермского завода нам отметили следующее: «Работы ведутся, но ни о сроках, ни о характеристиках мы сейчас сообщить не можем, нам нужно больше времени».