09 апреля 2025 12:45
читать 14 минут

На чем свет стоит. Заводы не хотят «спонсировать» строительство электростанций

Власти планируют направить 40 трлн рублей на обновление генерации до 2042 года. Однако расходы, в том числе, придется «зашить» в тарифы на электроэнергию. Бизнес считает, что это может погубить отечественное производство.

Стоимость электрической энергии к 2042 году может вырасти почти в два раза – с нынешних 6,6 до 12,3 руб./кВт*ч. Такие планы представило Минэнерго России на стратегической сессии по развитию электроэнергетики 8 апреля (презентация главы ведомства Сергея Цивилева есть в распоряжении Mashnews). Без увеличения тарифов не удастся глобально обновить генерацию, средний возраст которой достиг 39 лет. Промышленники считают такую нагрузку чрезмерной, энергетики же напоминают – промтовары в последние годы дорожали намного быстрее, чем росли цены на электричество.

У промышленности нет внутренних резервов

Проблемы в электросетевом хозяйстве России и необходимость его глобальной модернизации бурно обсуждаются в последнее время. Ряд регионов страны – южные районы, Сибирь, Дальний Восток – уже сегодня ощущают дефицит электроэнергии. Несколько месяцев назад утвердили Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2042 года, согласно которой нужно построить 88,5 ГВт новой и модернизировать 66,4 ГВт существующей генерации. Общий объем вводимого генерирующего оборудования будет в два раза перекрывать выбывающие из эксплуатации электростанции, а суммарная мощность энергосистемы страны вырастет на 15%. Об этом сообщил глава правительства РФ Михаил Мишустин на стратсессии по электроэнергетике 8 апреля.

Он отметил, что спрос на электричество в России за последние пять лет растет опережающими темпами, особенно в восточных и южных субъектах. Кроме того, меняется структура потребления: с одной стороны – внедряются новые технологии, которые снижают энергозатраты на единицу выпускаемой продукции, с другой – расширяются энергоемкие секторы, такие как электротранспорт, центры обработки данных, ИИ; продолжается электрификация промышленных и бытовых устройств.


Из презентации Минэнерго РФ к стратсессии 8 апреля

По словам премьера, необходимо повысить устойчивость энергосистемы, чтобы она обеспечила растущий спрос на электроэнергию со стороны как организаций, так и домохозяйств на многие годы вперед.

«Сейчас цена киловатт-часа в России – одна из самых низких в мире. Наша задача – сохранить это важное преимущество для граждан и бизнеса», - подчеркнул Мишустин.

СПРАВКА MASHNEWS

Структура энергопотребления в России:

  • 28% - обрабатывающая промышленность
  • 16% - население
  • 12% - добывающая промышленность
  • 8% - транспорт
  • 2% - сельское хозяйство
  • 2% - новые отрасли (центры обработки данных, электротранспорт, майнинг)
  • 32% - прочие сферы

Доля затрат на электроэнергию в конечных расходах отдельных отраслей промышленности составляет: 

  • производство алюминия – 12%, 
  • ж/д транспорт – 8,7%, 
  • производство химических веществ – 5%, 
  • производство черных металлов – 2,5%, 
  • добыча угля – 2,1%, 
  • машиностроение – 1,1%.
  • Средняя доля затрат на электроэнергию в расходах промышленных предприятий – 2,5% (данные Минэнерго России).

 

Инвестиции в генерацию до 2042 года оцениваются в 40 трлн рублей, из которых почти 17 триллионов нужно направить в развитие электросетевого комплекса. Дополнительное строительство мощностей потребует увеличения конечной стоимости электроэнергии почти вдвое к 2042 году. И, прежде всего, такой рост тарифов ударит по бизнесу.

«У нас внутренних резервов нет. И если коммерческое предприятие станет тратить больше на энергоресурсы, оно будет вынуждено повышать цену на свою продукцию, а значит подорожают товары в магазинах», - предупредил Антон Зезюля, генеральный директор ООО «Таурас-Пласт» - петербургского завода по производству многослойных полиэтиленовых пленок и упаковки.

Возможно, часть предприятий попытаются сократить расходы на электричество за счет модернизации производства и установки энергоэффективного оборудования. Однако большинство компаний уже и так используют эти инструменты, чтобы беречь энергию, поэтому потенциал тут не очень большой, считает собеседник Mashnews.

«А с учетом того, что происходит сейчас в мировой экономике, стоимость техперевооружения, стоимость денег для привлечения нового оборудования перекрывает все эти вещи. Поэтому я очень сомневаюсь, что значительное количество предприятий сможет пойти по пути увеличения эффективности потребления электроэнергии для того, чтобы оставить себестоимость на прежнем уровне и отбить рост тарифов увеличением этой эффективности. Это очень маловероятно. Хотя, безусловно, такие кейсы будут», - отметил Антон Зезюля.

Паника бизнеса преувеличена

Если электричество заметно подорожает, промышленность будет переходить на другие источники энергии – газ, твердое топливо, считает Рамиль Разутдинов, генеральный директор АО «Пермтрансжелезобетон» (АО «ПТЖБ») – пермского завода железобетонных изделий. 

«Если электроэнергия будет стоить дорого, значит ставим газовую турбину, выделяем электричество сами, а сетевой организации не платим вообще. Подобные турбины у нас уже стоят на некоторых пермских предприятиях. Думаю, если стоимость электроэнергии вырастет в 2 раза, все пойдут их устанавливать. Если и газ подорожает – то перейдут на твердотопливные котлы, будут получать энергию из пара», - пояснил Mashnews предприниматель.

В перспективе рост тарифов может привести к тому, что производить многие товары в России станет невыгодно, и часть предприятий просто закроется, добавил Рамиль Разутдинов. Уже сегодня некоторые товары дешевле привезти из Китая, чем выпускать внутри страны.

«У нас уже сейчас из-за этого многие предприятия на ладан дышат. Ну, останется у нас металлургия, удобрения, нефтегазодобыча – а все остальное будем импортировать. Электричество, газ, налоги, акцизы – эти все поборы в итоге сказываются в цене товара. И от количества этих поборов зависит, смогут ли предприятия той или иной страны конкурировать на мировом рынке. А мы даже сейчас, кроме сырья, практически не можем производить конкурентные гражданские товары для экспорта», - подчеркнул руководитель АО «ПТЖБ».

В Госдуме считают, что опасения промышленников преувеличены. За период 2011–2023 годов цены на электроэнергию, отпущенную промышленным потребителям, росли медленнее, чем стоимость других товаров. Тем более, что влияние цены электроэнергии на себестоимость промышленных потребителей имеет устойчивую тенденцию к снижению на долгосрочном горизонте исследования.

«Доля затрат на электроэнергию в издержках в 2022 году составила всего 2,5 проц. пункта (в начале 2000-х годов она доходила до 6,5 проц. пунктов). За период с 2007–2022 гг. - сокращение в 1,4 раза, против 2010–2022 гг. – в 1,6 раз. Опережающий рост цен на продукцию промышленного производства стал важным фактором снижения доли затрат на электроэнергию в издержках промышленных предприятий», - прокомментировал Mashnews заместитель председателя Комитета ГД по энергетике Юрий Станкевич.

 

«Нацпроект по электроэнергетике» – а так можно?

Чтобы масштабно обновить генерацию к 2042 году, Минэнерго хочет инициировать новый  национальный проект по электроэнергетике. Об этом Министр Сергей Цивилев заявил 2 апреля на форуме «Энергопром» в Татарстане. Однако решение о его запуске вряд ли будет принято в ближайшее время.

«Объяснение простое: нацпроект предполагает значительное бюджетное финансирование, а электроэнергетика действует в рыночном поле. Категорически против расходования средств федерального бюджета на строительство новой генерации выступает Минфин России. Хотя достаточное финансирование программ повышения надежности электросетевого хозяйства без предоставления бюджетных средств не обеспечить», - пояснил Юрий Станкевич.

Вливание огромных государственных средств не в социально значимую сферу типа экологии или демографии, а в конкретную рыночную отрасль экономики – странная идея, уверен ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

«Почему на бюджетные деньги нужно строить электростанции, которые будут принадлежать каким-то компаниям и продавать какой-то продукт – тепло или электроэнергию? Эта электроэнергия же не бесплатно будет идти – почему тогда народные деньги должны быть переданы этим компаниям? Тут сначала нужно объяснить, почему отрасль, которая продает людям какой-то товар, вдруг настолько зашла в кризис, что ее необходимо субсидировать и для этого нужен целый национальный проект» - говорит эксперт.

Что нам стоит ЭС построить

Еще один вопрос, который постоянно поднимается в профессиональном сообществе – хватит ли собственного оборудования для того объема мощностей, который нужно ввести? Производители отечественных турбин уверяют, что справятся с указанными планами, однако энергетики, уже столкнувшиеся с серьезными задержками поставок энергооборудования, сильно сомневаются в этом. По данным Минэнерго, средний сдвиг сроков поставок превышает 35 месяцев.

«Впервые в современной России мы сами построили турбины большой мощности и уже запустили. Но там целая очередь стоит на такое оборудование – помимо новых, это существующие энергообъекты, которые нужно модернизировать. Поэтому тоже большой вопрос, сможем ли мы синхронизировать производство оборудования для ЭС и строительство самих электростанций. А если импортировать – тоже надо понять, откуда», - отметил Игорь Юшков.

 

Сегодня основной объем электроэнергии в России получают на ТЭС (749 из 1181 млрд кВт*ч), 215 млрд кВт*ч – АЭС, 205 – ГЭС, 12 – ВИЭ.

Как рассказал Mashnews на условиях анонимности представитель крупной машиностроительной компании, современные электростанции экономически выгоднее строить на газовых турбинах с точки зрения затрат и окупаемости.

«Новая станция ПГУ (парогазовая установка – прим. ред.) на 500 МВт стоит порядка 100 млрд. рублей. Около 20% этой суммы -  оборудование (турбины, генераторы, котлы), еще 20-30% - вспомогательное оборудование и 50% - строительство (металл, материалы, бетон, строители). И эти 50% как раз очень сильно подорожали за последние три года – в 2-3 раза. Но строительство ПГУ - это значительно быстрее (в 2-3 раза), чем АЭС или, тем более, ГЭС», - прокомментировал собеседник Mashnews.

В материалах стратсессии предлагается ряд мер по развитию электроэнергетики:

  • расширение инструментов финансирования инвестпрограмм (льготное кредитование, энергетическая ипотека, кэшбек, инфраструктурные облигации);
  • изменение порядка расчета за услуги по передаче электрической энергии, исходя из мощности, заявляемой на этапе технологического присоединения;
  • введение эталонного принципа формирования операционных расходов сетевых компаний.

 Эти и другие предложения сформулированы в списке поручений по итогам стратсессии, со сроком исполнения – 30 сентября 2025 года.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!