«Москвич» в двух лицах: кто станет новым партнером и почему это не спасет столичный автозавод
Руководство
«Москвича» пришло к давно назревшему решению: для того чтобы выйти на
безубыточный уровень производства, необходимо привлечь второго партнера из
Китая. На кого падет выбор, какие трудности ожидают завод на этом пути, и самое
главное – что на самом деле необходимо сделать, чтобы выбраться из финансовой
ямы.
Сборка кроссовера Москвич 3 на линии завода Москвич. Фото: Павел Львов, РИА НовостиКорни
проблем
Автомобильный завод «Москвич» начинает
поиск второго китайского партнера, рассказали источники
РБК, издание сообщило об этом 13 марта. Сейчас завод работает в партнерстве с компанией JAC Motors (штаб-квартира
в городе Хэфэй, КНР).
На сегодняшний день «Москвич»
фактически является дотационным предприятием: убытки по итогам 2023 года
увеличились в 3,6 раза, достигнув 8,6 млрд рублей. В прошлом году было выпущено
чуть более 30
тыс. автомобилей, а для того прийти к безубыточности, по
мнению гендиректора «КамАЗа» Сергея Когогина (это
предприятие является совладельцем «Москвича»), необходимо собирать не менее 40
тыс. машинокомплектов.
Но не только собирать –
еще и продавать! А с этим у предприятия серьезные проблемы: в 2023-м было
реализовано чуть
больше 15 тыс. машин. Причем львиная их доля ушла в
таксопарки, каршеринговые компании и госучреждения – рядовые автолюбители
старому-новому бренду не очень-то доверяют, прекрасно понимая, что перед ними
просто очередной «китаец» с российским шильдиком.
Причем китаец не из
лучших, уверен автоэксперт и автоблогер Артем Зайцев: «Сама платформа была
выбрана не самая удачная. JAC
– производитель ниже среднего и по качеству, и по проектированию даже среди
китайских марок».
И дело не только в том,
что «Москвич» немного «промахнулся» с партнером. Существует еще и вопрос цены:
перелицованные JAC,
по идее, должны быть дешевле своих братьев, которые поставляются в Россию под
своим «оригинальным» брендом. Однако до поры до времени разница в ценах была
почти незаметной.
«Смысл везти сюда машинокомплекты, если JAC и без того импортируются в нашу
страну?» - задается логичным вопросом Зайцев.
В «Москвиче» это, пусть с
приличным запозданием, но все же поняли, и результатом стало существенное снижение цен:
кроссовер 3 стал дешевле на 630 и 712 тысяч рублей (в зависимости от
комплектации), лифтбек 6 – на 490 тыс. рублей. Таким образом «третья» модель в
базе теперь стоит 1,5 млн рублей, и благодаря этому, считает Артем Зайцев,
стала «костью в горле для Lada
Vesta,
чей ценник начинается от 1,6 млн рублей».
Решение правильное, но,
опять-таки, убыточное. Поэтому сотрудничество с еще одним автоконцерном из
Поднебесной для «Москвича» решение жизненно необходимое.
«Перспективы поиска
партнера в Китае будут определяться внешней политикой, и если «Москвич» начал
делать шаги в этом направлении, то вопрос на высоком уровне уже решен», -
полагает председатель координационного совета Федерации автовладельцев России
Сергей Канаев.
JAC+ кто?
Модели какого именно
бренда добавятся к переименованным JAC – пока сказать сложно. По
мнению Артема Зайцева, в идеале это были бы Chery или
Geely,
либо их «дочки». Однако найти еще одного партнера – только полдела.
Необходимо не только
расширить линейку, но и добиться максимальной локализации производства, а также
удешевления поставок запчастей. И вот с этим – большие проблемы. «Я не вижу ни
одной причины, по которой, скажем, условный Haval захотел
бы зайти на «Москвич», - объясняет Сергей Канаев.
«Китайским
автопроизводителям не интересна локализация, более того, не интересны им и
собственные заводы в России. Во-первых, производительность труда на
автопроизводстве у нас в пять раз ниже, чем в КНР. А деньги китайцы считать
умеют. Во-вторых, китайский рынок пока далек от перенасыщения – и местные
производители вполне могут еще 10 лет собирать машины у себя на родине, часть
реализовывать там же, часть – импортировать в процессе завоевания новых рынков»,
- считает эксперт.
Автозавод Москвич . Фото: Павел Львов, РИА Новости
Без
чего завод – не завод
Артем Зайцев полностью
согласен с коллегой, говоря об отверточной сборке, которая ведет «Москвич»
только в тупик и еще большую долговую яму:
«Пусть даже это будет
автомобиль из предыдущего модельного ряда, главное, чтобы ее собирали у нас по
полному циклу, чтобы функционировал настоящий конвейер. Если завод хочет стать
заводом, ему необходимы новые линии, полноценная сборка, новые технологии. А
сейчас идет только игра в перевешивание шильдиков».
Впору вспомнить
достижения советского автопрома и первую модель «Жигулей» - ведь в девичестве
она была «Фиатом». Начало похожее, а вот подход совсем другой: машину серьезно
доработали для нашего рынка, вплоть до замены нижнеклапанного двигателя на
верхнеклапанный. «Покупатель должен понимать, что перед ним не копия китайского
автомобиля, а машина, подвергшаяся серьезным изменениям по технической части.
Например, была перенастроена работа подвески. Тогда доверия будет больше», -
поясняет Зайцев.
И дело не только в
доработках. Полноценное производство, его локализация позволит существенно
снизить себестоимость «Москвичей», а значит и их финальную цену у дилеров –
причем не в убыток самому заводу. Пока китайские производители по этому пути
идти не готовы, уверен Сергей Канаев.
Именно в этом, а не в
правильном или неправильном выборе партнера заключается главная проблема
московского завода. И пока она не будет решена, предприятие будет терпеть
убытки.
«Когда «Москвич» станет
«Москвичом», все будет по-другому. Хотелось бы, чтобы бренд был полноценным», -
резюмирует Артем Зайцев.