06 августа 2024 16:41
читать 10 минут

«Москвич» и «Моторинвест» ожидают роста производства электромобилей, но есть нюанс

К 2027 году изготавливать машины, использующие электроэнергию, может стать выгоднее, чем с бензиновым двигателем, считают западные аналитики. Но пока электромобили в России покупают плохо, поэтому и делают их мало. Отечественные производители  - московский автозавод «Москвич» и липецкий «Моторинвест» - рассказали Mashnews о перспективах и прогнозах.

«Россети Северный Кавказ» начали тестировать российский грузовой электромобиль. Он собирается компанией «Электромобили Мануфэкчуринг Рус» с 13 апреля 2023 года. В год такой автомобиль должен экономить своему обладателю около миллиона рублей.

Корреспондент Mashnews пообщался с другими участниками российского рынка производства электромашин, работающих на рынок индивидуального потребителя, и выяснил, как обстоят дела с развитием такой промышленности на что они рассчитывают в ближайшие годы.

Если батарея подешевеет

К 2027 году, по данным Guardian, производство электрокаров должно стать дешевле, чем выпуск машин с классическим двигателем внутреннего сгорания. Ожидается, что падение цен произойдет из-за удешевления стоимости производства батарей.

«Если это произойдёт, всего несколько лет понадобится на то, чтобы электрокары стали лидерами мировых продаж. Тенденция подкрепляется еще и постоянно ужесточающимися нормами вредных выбросов», - говорят представители «Моторинвеста».

«Моторинвест» - это первый в России завод по производству электроавтомобилей. Почти два года прошло с момента его открытия под Липецком. Под маркой Evolute на заводе собирают электромобили из узлов, поставляемых  китайской компанией Dongfeng.

В «Моторинвесте» говорят, что не планируют просить у правительства России субсидий на производство электромобилей, «потому что любые системно производимые в РФ транспортные средства должны производиться и продаваться без субсидий».

По данным «Моторинвеста», в целом с января по июнь 2024 года россияне приобрели 10 293 новых электромобиля — в 2,3 раза больше, чем за тот же период прошлого года.

До конца 2024 года завод собирается произвести более трех тысяч электромобилей Evolute.

СПРАВКА MASHNEWS

  • Исследовательская компания BloombergNEF прогнозирует, что замедление роста производства электромобилей в 2024 году сменится ускорением в последующие два года в связи с появлением недорогих моделей ээлектрокаров. Исследователи ожидают, что в 2024 году мировые продажи электромашин (аккумуляторных автомобилей и гибридов) вырастут на 21% до 16,7 млн (70% из них будут полностью электрическими). Доля электромобилей в мировых продажах автомобилей должна составить 20% (чисто электрических - 14%).

  • Согласно Стратегии развития автомобильной промышленности РФ на 2025–2035 годы, доля электромобилей в объеме производства к 2035 году увеличится с 1 до 20%. В рамках Стратегии к 2035 году планируют открыть 72 тысячи зарядных станций по всей стране. 

Глобальная тенденция

Московский автозавод «Москвич» собирает как автомобили с двигателями внутреннего сгорания («Москвич 3» и «Москвичей 6»), так и электрические «Москвичей 3е». Это крупноузловая сборка из запчастей китайской компании JAC.

Только что московский автозавод отчитался о продажах в июле 2024 года. Предприятие реализовало 1364 автомобиля. Из них электрических «Москвичей 3е» — чуть больше 40 штук.  С начала года продано 11,4 тыс. автомобилей «Москвич». Из них только 730 «электричек».

Тем не менее, представители «Москвича» сказали Mashnews, что видят «глобальную тенденцию к инновационному автомобилестроению», а также растущий спрос на личный электротранспорт.

«Например, в России в 2023 году купили более 14 тысяч новых легковых электромобилей, что почти в 5 раз больше, чем годом ранее», - пояснили представители «Москвича».

Перенять китайский опыт

Представители «Моторинвеста» говорят, что самое сложное для производителя – это локализация компонентной базы, так как в России прежде не было подобного серийного производства.

В «Моторинвесте» утверждают, что находятся на этапе тесного сотрудничества с технологическими партнерами из КНР, активно перенимают их опыт и адаптируют его в производстве.

«Параллельно идет работа по локализации компонентов для организации полного цикла производства наших электромобилей и гибридов из российских компонентов», - рассказывают в компании.

Предприятие нацелено на изготовление комплектующих. В рамках этого процесса оно заключило соглашение о сотрудничестве с производителем электрических машин НТЦ «Приводная Техника». Планируется интеграция разработанных НТЦ электроприводов в конструкцию автомобилей Evolute.

«Моторинвест» тестирует новые более емкие батареи, программное обеспечение, согласовывает договоры на поставку сварочного и лакокрасочного оборудования. Сроки достижения полного технологического суверенитета в области создания электромобилей весьма размыты.

«Начать выпуск полностью российских автомобилей сразу невозможно: сначала требуется разработка своей платформы и создание производства ключевых автокомпонентов в России. Правительство Москвы и КАМАЗ собирают пул производителей автомобильных компонентов», - поясняют представители «Москвича».

В перспективе завод «Москвич» планирует стать заказчиком передовых технологий для многих отраслей. Работы в этом направлении ведутся. Один из важнейших элементов — тяговую батарею — собираются локализовать в Москве. В Новой Москве строят крупнейший в России завод по их производству - к концу 2030 года завод планирует поставить 150 тысяч тяговых аккумуляторных батарей для электромобилей «Москвич».

Автомобиль Evolute. Фото: Пресс-служба «Моторинвест»

Проблемы рынка

Пока сложно представить себе полноценный переход российского населения на электромобили, сказал Mashnews шеф-тренер экспертного центра «Движение без опасности» Владимир Бахарев. С точки зрения господдержки, по мнению спикера, уже сделано все, что можно.

«Развивать эту историю дальше на государственном уровне, с точки зрения преференций, я возможности не вижу. А вот сервис – точки заправки, ремонт, утилизация батарей и так далее – требует внимания. Сейчас он находится в зачаточном состоянии. Это тормозит спрос», - считает Владимир Бахарев.

По его мнению, пока уровень сервисного обслуживания электромобилей не дотягивает до желаемого. Часто сервисы запрашивают цены за замену одного и того же элемента, отличающиеся в разы. И потребители не понимают, как сэкономить и при этом не наткнуться на обман. 

Бахарев полагает, что электросети в России могут не выдержать массового перехода населения на электромобили. Электростанции и сети просто не готовы скопом обслуживать тот объем потребителей, который появится, если все разом пересядут на электромашины. НЕ стоит забывать и про ценообразование в этом сегменте. В европейских странах, где у электромобилей куда больше потребителей, существует проблема повышенной нагрузки на электросети - в Германии, например, по данным за 2023 год, стоимость 1 МВт-ч впервые превысила отметку в €1000, поясняет эксперт.

«Я думаю,  если дать нагрузку на электростанции от электромобилей, мы «положим» половину мощностей в стране. Поэтому только эволюционно и поэтапно решая этот вопрос, удешевляя стоимость электроэнергии, можно говорить о качественном скачке вперед», - считает Владимир Бахарев.

СПРАВКА MASHNEWS

  • «Москвич» - бывший советский завод. Был выкуплен французской корпорацией Renault. После введения санкций Renault прекратила выпуск своей продукции на заводе, он перешел в собственность правительства Москвы. С осени 2022 года здесь налажен выпуск отечественных автомобилей «Москвич», запчасти для которого поставляются большей частью из Китая. За 2023 год выручка составила 59,2 млрд рублей, чистый убыток  - 8,6 млрд рублей.

  • «Моторинвест» -  липецкое автомобилестроительное предприятие, ведущее свою деятельность с 2014 года. Электромобили выпускает с 2022 года. Сейчас предприятие выпускает внедорожники Evolute. Выручка за 2023 год - 29,8 млрд рублей, чистая прибыль - 1,4 млрд рублей.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
специальный корреспондент
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!