«Москвич» и «Моторинвест» ожидают роста производства электромобилей, но есть нюанс
К 2027 году изготавливать машины, использующие
электроэнергию, может стать выгоднее, чем с бензиновым двигателем, считают западные аналитики. Но пока электромобили в России покупают плохо, поэтому и делают их мало. Отечественные производители - московский автозавод «Москвич» и липецкий «Моторинвест» - рассказали Mashnews о перспективах и прогнозах.
«Россети Северный Кавказ» начали тестировать российский грузовой электромобиль. Он собирается компанией «Электромобили Мануфэкчуринг Рус» с 13 апреля 2023 года. В год такой автомобиль должен экономить своему обладателю около миллиона рублей.
Корреспондент Mashnews пообщался с другими участниками российского рынка производства электромашин, работающих на рынок индивидуального потребителя, и выяснил, как обстоят дела с развитием такой промышленности на что они рассчитывают в ближайшие годы.
Если батарея подешевеет
К 2027 году, по данным Guardian, производство электрокаров должно стать дешевле, чем выпуск машин с классическим двигателем внутреннего сгорания. Ожидается, что падение цен произойдет из-за удешевления стоимости производства батарей.
«Если это произойдёт, всего несколько лет понадобится на то, чтобы электрокары стали лидерами мировых продаж. Тенденция подкрепляется еще и постоянно ужесточающимися нормами вредных выбросов», - говорят представители «Моторинвеста».
«Моторинвест» - это первый в России завод по производству электроавтомобилей. Почти два года прошло с момента его открытия под Липецком. Под маркой Evolute на заводе собирают электромобили из узлов, поставляемых китайской компанией Dongfeng.
В «Моторинвесте» говорят, что не планируют просить у правительства России субсидий на производство электромобилей, «потому что любые системно производимые в РФ транспортные средства должны производиться и продаваться без субсидий».
По данным «Моторинвеста», в целом с января по июнь 2024 года россияне приобрели 10 293 новых электромобиля — в 2,3 раза больше, чем за тот же период прошлого года.
До конца 2024 года завод собирается произвести более трех тысяч электромобилей Evolute.
СПРАВКА MASHNEWS
Исследовательская компания BloombergNEF прогнозирует, что замедление роста производства электромобилей в 2024 году сменится ускорением в последующие два года в связи с появлением недорогих моделей ээлектрокаров. Исследователи ожидают, что в 2024 году мировые продажи электромашин (аккумуляторных автомобилей и гибридов) вырастут на 21% до 16,7 млн (70% из них будут полностью электрическими). Доля электромобилей в мировых продажах автомобилей должна составить 20% (чисто электрических - 14%).
Согласно Стратегии развития автомобильной промышленности РФ на 2025–2035 годы, доля электромобилей в объеме производства к 2035 году увеличится с 1 до 20%. В рамках Стратегии к 2035 году планируют открыть 72 тысячи зарядных станций по всей стране.
Глобальная тенденция
Московский автозавод «Москвич» собирает как автомобили с двигателями внутреннего сгорания («Москвич 3» и «Москвичей 6»), так и электрические «Москвичей 3е». Это крупноузловая сборка из запчастей китайской компании JAC.
Только что московский автозавод отчитался о продажах в июле 2024 года. Предприятие реализовало 1364 автомобиля. Из них электрических «Москвичей 3е» — чуть больше 40 штук. С начала года продано 11,4 тыс. автомобилей «Москвич». Из них только 730 «электричек».
Тем не менее, представители «Москвича» сказали Mashnews, что видят «глобальную тенденцию к инновационному автомобилестроению», а также растущий спрос на личный электротранспорт.
«Например, в России в 2023 году купили более 14 тысяч новых легковых электромобилей, что почти в 5 раз больше, чем годом ранее», - пояснили представители «Москвича».
Перенять китайский опыт
Представители «Моторинвеста» говорят, что самое сложное для производителя – это локализация компонентной базы, так как в России прежде не было подобного серийного производства.
В «Моторинвесте» утверждают, что находятся на этапе тесного сотрудничества с технологическими партнерами из КНР, активно перенимают их опыт и адаптируют его в производстве.
«Параллельно идет работа по локализации компонентов для организации полного цикла производства наших электромобилей и гибридов из российских компонентов», - рассказывают в компании.
Предприятие нацелено на изготовление комплектующих. В рамках этого процесса оно заключило соглашение о сотрудничестве с производителем электрических машин НТЦ «Приводная Техника». Планируется интеграция разработанных НТЦ электроприводов в конструкцию автомобилей Evolute.
«Моторинвест» тестирует новые более емкие батареи, программное обеспечение, согласовывает договоры на поставку сварочного и лакокрасочного оборудования. Сроки достижения полного технологического суверенитета в области создания электромобилей весьма размыты.
«Начать выпуск полностью российских автомобилей сразу невозможно: сначала требуется разработка своей платформы и создание производства ключевых автокомпонентов в России. Правительство Москвы и КАМАЗ собирают пул производителей автомобильных компонентов», - поясняют представители «Москвича».
В перспективе завод «Москвич» планирует стать заказчиком передовых технологий для многих отраслей. Работы в этом направлении ведутся. Один из важнейших элементов — тяговую батарею — собираются локализовать в Москве. В Новой Москве строят крупнейший в России завод по их производству - к концу 2030 года завод планирует поставить 150 тысяч тяговых аккумуляторных батарей для электромобилей «Москвич».
Автомобиль Evolute. Фото: Пресс-служба «Моторинвест»
Проблемы рынка
Пока сложно представить себе полноценный переход российского
населения на электромобили, сказал Mashnews шеф-тренер экспертного центра
«Движение без опасности» Владимир Бахарев. С точки зрения господдержки, по
мнению спикера, уже сделано все, что можно.
«Развивать эту историю дальше на государственном уровне, с точки зрения преференций, я возможности не вижу. А вот сервис – точки заправки, ремонт, утилизация батарей и так далее – требует внимания. Сейчас он находится в зачаточном состоянии. Это тормозит спрос», - считает Владимир Бахарев.
По его мнению, пока уровень сервисного обслуживания электромобилей не дотягивает до желаемого. Часто сервисы запрашивают цены за замену одного и того же элемента, отличающиеся в разы. И потребители не понимают, как сэкономить и при этом не наткнуться на обман.
Бахарев полагает, что электросети в России могут не выдержать массового перехода населения на электромобили. Электростанции и сети просто не готовы скопом обслуживать тот объем потребителей, который появится, если все разом пересядут на электромашины. НЕ стоит забывать и про ценообразование в этом сегменте. В европейских странах, где у электромобилей куда больше потребителей, существует проблема повышенной нагрузки на электросети - в Германии, например, по данным за 2023 год, стоимость 1 МВт-ч впервые превысила отметку в €1000, поясняет эксперт.
«Я думаю, если дать нагрузку на электростанции от электромобилей, мы «положим» половину мощностей в стране. Поэтому только эволюционно и поэтапно решая этот вопрос, удешевляя стоимость электроэнергии, можно говорить о качественном скачке вперед», - считает Владимир Бахарев.
СПРАВКА MASHNEWS
«Москвич» - бывший советский завод. Был выкуплен французской корпорацией Renault. После введения санкций Renault прекратила выпуск своей продукции на заводе, он перешел в собственность правительства Москвы. С осени 2022 года здесь налажен выпуск отечественных автомобилей «Москвич», запчасти для которого поставляются большей частью из Китая. За 2023 год выручка составила 59,2 млрд рублей, чистый убыток - 8,6 млрд рублей.
«Моторинвест» - липецкое автомобилестроительное предприятие, ведущее свою деятельность с 2014 года. Электромобили выпускает с 2022 года. Сейчас предприятие выпускает внедорожники Evolute. Выручка за 2023 год - 29,8 млрд рублей, чистая прибыль - 1,4 млрд рублей.