Москва переходит на "электрички": свою роль сыграли автозаводы
Столичное правительство проведет аукционы на размещение зарядных станций – со временем их число должно расти в геометрической прогрессии. Но эксперты считают, что существующей инфраструктуры достаточно, более того, резкого прибавления электротранспорта ожидать не стоит: продажи бьют антирекорды. Тогда зачем? Mashnews нашел ответ, и обрадует он далеко не всех.

Продажи и производство электромобилей на грани коллапса
Мэрия Москвы проведет аукционы на размещение новых зарядных станций. Победители получат возможность на установку комплексов в упрощенном порядке с одной-единственной оговоркой: они должны быть совместимы с городской цифровой системой.
«Столичное правительство в лице департамента транспорта с проектом «Энергия Москвы» сделало достаточно большой вклад в развитие зарядной инфраструктуры в Москве. Она строилась за счет собственных средств города, что показало и инвесторам, и пользователям удобство пользования электротранспортом, - говорит председатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры (АЭТИ) Ия Гордеева. - Дальше мячик перебросили на сторону инвесторов, которые будут самостоятельно оценивать рост транспорта, и устанавливать зарядные станции, исходя из своих норм прибыли и рентабельности».
Mashnews уже писал о том, что бесплатный сыр закончился: бесплатных зарядок для электромобилей в Москве больше не будет, что довольно-таки ощутимо ударит по кошелькам автовладельцев. Мы также говорили и о том, что существующих станций вполне достаточно для обеспечения «топливом» всех электрокаров, ездящих по Москве: если посмотреть на соотношение количества таких автомобилей и зарядных комплексов, а потом сравнить с соотношением числа бензиновых машин и обыкновенных АЗС, станет понятно, что на долю «зеленых» автомобилей заправок – больше.
А продаются они откровенно плохо: в период с января по август 2025 года в России было реализовано чуть больше 6 тыс. электрокаров, это на 61% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Всего же легковушек за январь-август продано 120 649 штук. То есть, доля электромобилей составляет 5% от общего рынка. Цифра для производителей тревожная.
Помочь заводам
Возникает вопрос: а для кого и зачем в таком случае развивается инфраструктура? «Правительство Москвы следует в рамках предположения, что единственное главное ограничение, которое мешает развитию электромобильного сегмента – это отсутствие инфраструктуры», - считает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов. В рамках этой логики недозагрузка имеющейся инфраструктуры не свидетельствует о ее избыточности, а наоборот, говорит о нехватке новых зарядок, полагает эксперт: «Подразумевается, что потенциальный потребитель не покупает электромобиль, потому что ему кажется, что зарядных станций не хватит, а как только тех станет больше, то он решится на покупку».
«В электротранспорте, а вернее переходе на электротранспорт есть проблема: начать строить зарядные станции и потом увеличить число электромобилей, или сделать наоборот, сначала обеспечить спрос на зарядки, а потом их строить. И понятно, что потребитель не будет охотно пересаживаться на электротранспорт, пока это не будет ему удобно. А для этого нужна инфраструктура, и в правительстве это понимают. Поэтому развитие сети зарядных станций - это не просчет, а скорее дальновидность правительства Москвы», - согласен с Фроловым технолог опытного производства химических источников тока компании «АВЭКС» Андрей Корчун.
Тем не менее, продажи не просто «не идут вверх», они падают с катастрофической быстротой, и это больно бьет по производителям, которые активно взяли курс на «зеленую» повестку. В первую очередь, это липецкий завод, выпускающий автомобили под маркой Evolute, калининградский «Автотор», а также «Москвич» и создатели многострадального «Атома», который уже скоро должен появиться в продаже.
Сначала пряник, потом кнут: бензин заменят электричеством принудительно
Курс на электромобилизацию был еще несколько лет назад обозначен на высшем уровне, и теперь отступать от намеченной стратегии уже поздно – особенно, когда в развитие этого сегмента вложены колоссальные средства.
В случае со столицей часть производств можно обеспечить заказами со стороны мэрии.
«Москва планирует развивать электротранспорт в том числе в рамках собственных проектов, это и такси, и коммунальная техника. Такие виды транспорта будут переведены на электротягу», - объясняет Ия Гордеева. Но как быть с легковушками?
В Москве руководствуются в частности экологическим фактором, уверен эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков: «Либо вы делаете предприятие зеленым, либо вас выдавливают из города. Промышленность в городе, конечно, есть, но это далеко не то же самое, что Магнитогорский металлургический комбинат или НЛМК в Липецке». Если Москва ставит себе цель максимально улучшить экологическую обстановку, то будет стимулировать развитие электротранспорта, считает эксперт. Создано большое количество зарядных станций – а дальше, по словам Юшкова, можно переходить от пряника к кнуту, для начала сделав все такси электрическими. Естественно, это будут не «Зикры», а произведенные в России «Москвичи» и «Эволюты».
«Много решений московского руководства противоречат интересам автомобилистов. Это и снос гаражей, и введение платных парковок. Логичным в данном разрезе будет и запрет на использование автомобилей с определенным объемом выброса вредных веществ. Достаточно ввести запретительный налог или запретить им доступ на часть дорог, таким образом подтолкнув к покупке электромобиля и использованию той самой инфраструктуры, которую ты создал», - говорит Юшков.
Такие решения могут кардинально изменить ситуацию. Продажи электричек пойдут вверх, автозаводы будут работать на полную, как и производители зарядных станций.