Морские беспилотники: российская "Саранча" против украинского "Миколы"
Украинские надводные беспилотники атаковали Крымский мост. MASHNEWS разбирался, что это за дроны, как с ними бороться и готова ли Россия проводить подобные операции.
Чем Украина атакует
Утром 17 июля власти Крыма сообщили о ЧП на мосту через Керченский пролив. По последней версии мост атаковали и надводные, и воздушные беспилотники. В результате атаки обрушился автомобильный пролёт (есть ещё железнодорожные) в районе 145-й опоры, сообщил глава Крыма Сергей Аксёнов.
«РБК-Украина» процитировало неназванного украинского командующего, который сказал, что операция была непростая. «Мост атаковали с помощью надводных дронов. Дойти до моста было сложно, но в конце концов это удалось сделать», — заявил собеседник издания.
Водные беспилотники могут быть как надводные, так и подводные. В данном случае использовались надводные. По сравнению с БПЛА — летательными аппаратами — морские беспилотники стоят дороже, а функционал у них у́же, говорят эксперты.
Серийно на Украине производятся три вида надводных беспилотников, отличающиеся друг от друга незначительными модификациями: «Микола-1», «Микола-2» и «Микола-3». Собирают их в формате «с миру по нитке» в том плане, что среди комплектующих, предположительно, есть поставщики из разных стран, в том числе из Китая. Так в «Миколе-3» — австрийский двигатель Rotax (300 лошадиных сил). Софт, вероятно, китайский — от компании Fujian Jinhua. На этих дронах стоит несколько камер, которые передают изображение оператору с помощью американских спутников Starlink. Та же система позволяет управлять водным дроном с воздушного беспилотника, то есть они работают в тандеме.
Длина «Миколы» — от пяти до пяти с половиной метров, в зависимости от дальности цели он может перевозить до 200 килограммов «полезной нагрузки», в его случае это взрывчатка. Стоит такой беспилотник порядка 16 миллионов рублей. Сколько нужно взрывчатки, чтобы взорвать опору Крымского моста, — неизвестно, это секретная информация. Но 200 килограммов достаточно, чтобы её повредить, считают специалисты.
Почему не предотвратили
Фото: Константин Михальчевский / РИА Новости
Обнаружить беспилотник на воде труднее, чем в небе. По сути, говорят эксперты, самый рабочий вариант сейчас — человеческий глаз. То есть дозорные в бинокль или просто на расстоянии прямой видимости должны засечь дрон, а затем дезактивировать его подручными средствами. Это может быть антидроновое ружьё или просто автомат Калашникова. Эффективнее пока ничего не придумали.
Эксперты говорят о необходимости установить вокруг Керченского моста боновые заграждения для защиты от морских беспилотников. Началась ли такая работа, неизвестно.
От острова Змеиный в Одесской области, откуда предположительно и стартовали беспилотники, до Крымского моста — больше 500 километров по воде, а до Севастополя — почти 300 километров.
Успешное применение «Микол» и других аппаратов для диверсий может быть делом рук 73-го морского центра сил специальных операций ВСУ. Его, хоть и без официальных подтверждений, подозревают в прошлых атаках на Крымский мост, а также на «Северный поток».
Чем ответит Россия
Фото: MASHNEWS
Пока в медийном поле ни одна российская спецоперация с использованием морских беспилотников не снискала славы. Вероятно, Россия считает другие способы поражения целей более эффективными.
По словам экспертов, на небольших заводах в России морские беспилотники пытаются создавать, но до серийного производства дело не доходит.
Серьёзные проекты готовит, в частности, ЦКБ «Рубин». В минувшем году на форуме «Армия-2022» оно представило подводный беспилотник «Суррогат-В», который имитирует поведение подводной лодки. Его характеристик тогда не называли, но ясно, что он будет ложной целью для противника, или, как сказали разработчики, сохранять и восстанавливать скрытность обитаемых (с экипажем) подлодок.
Второй перспективный создатель беспилотной техники — научный центр «Мореагробиотех». На ПМЭФ-2023 организация представила два своих водных беспилотника «Саранча-10» и «Сарган».
Фото: Telegram-канал Михаила Развожаева
Первый должен обладать средствами радиоэлектронной борьбы. MASHNEWS обратился к директору центра Алексею Чуклину, но он не ответил на вопрос, способна ли «Саранча» глушить водные дроны противника.
«Если говорить про »Саранчу« и »Сарган«, то они находятся на стадии разработки. До готового продукта ещё необходимо выполнить ряд работ», — сказал Чуклин.
Он также отметил, что не только его центр работает в направлении развития водных беспилотников. «Разработки ведутся. Потенциал у наших предприятий высокий», — кратко сообщил он.
«Сарган» — это платформа для создания беспилотника. Сам по себе воевать он не будет.
Почти любой водный беспилотник, если он задумывался хоть для спасения утопающих, хоть для мониторинга акватории, можно использовать в военных целях, говорит PR-директор компании «Флай Дрон» Николай Ивашов.
«В гражданском сегменте водные беспилотные аппараты могут использоваться для мониторинга акватории, научных исследований, подводных съёмок, проведения спасательных операций, ликвидации аварий (разлив нефтепродуктов и так далее), логистики, — поясняет он. — У правительства Москвы есть планы по запуску беспилотного речного транспорта в течение пяти-десяти лет».
«Практически все водные беспилотные технологии имеют двойное назначение и могут использоваться как в гражданском, так и в военном секторах. Поэтому они зачастую засекречены. Что касается известных случаев военного применения отечественных подводных или надводных дронов, то в ходе спецоперации были сообщения об успешной атаке стратегически важного моста в Затоке рядом с Одессой», — говорит Ивашов.
СПРАВКА MASHNEWS:
В момент подрыва Керченского моста в районе 145-й опоры проезжала семья из Белгородской области. Муж и жена погибли, их 14-летняя дочь в больнице. Ответной реакцией на атаку моста стали удары России по Одессе и Николаеву. Минобороны РФ заявило, что в Одессе били по местам, где Украина изготавливает надводные беспилотники.