16 декабря 2022 12:18
читать 7 минут

Монополия на банки. Производство алюминиевой тары контролирует компания из Ставрополья

На отечественном рынке алюминиевой тары через год появится монополист, который будет контролировать 90% производства алюминиевых банок. Это случится после того, как компания из Ставропольского края достроит американский завод в Ульяновске. Нарушений антимонопольного законодательства юристы в этой истории не видят.


Было американское — стало ставропольское

Отечественная группа компаний Arnest Group завершит проект по производству алюминиевых банок в Ульяновской области, который собиралась реализовать американская корпорация Ball Corporation. Об этом 7 декабря сообщило правительство Ульяновской области. Информацию MASHNEWS подтвердили в ГК Arnest. В завод на территории промышленной зоны «Заволжье» Arnest Group вложит 10 млрд рублей. Его производственная мощность составит более 1,5 млрд банок в год.

Завод планируют ввести в эксплуатацию до конца 2023 года. Металлический каркас здания уже смонтирован, на очереди обшивка, крыша, подключение коммуникаций. Все согласования и разрешительная документация получены.

В компании Arnest рассказали MASHNEWS, что решение достроить завод в Ульяновске — экономически выверенное: это ответ на запрос рынка, который демонстрирует устойчивый спрос на «лёгкую и перерабатываемую» алюминиевую банку. Будущее производство удобно расположено — один из крупных потребителей продукции, завод «Эфес», находится на расстоянии менее одного километра от строящегося предприятия. Недалеко — в Самаре — работает единственный в России завод по производству алюминиевого проката для банок и крышек.

Ball Corporation остановила инвестиции в проект будущего производства весной 2022 года и сообщила, что покидает российский рынок. В сентябре 2022 года три её баночных завода (в Челябинской, Ленинградской и Московской областях) и завод по производству крышек приобрела ГК Arnest из Ставропольского края. Сделку совершили по итогам тендера с разрешения правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций и Федеральной антимонопольной службы. Arnest Group заплатила Ball Corporation $530 млн (примерно 30 млрд рублей). Управляющий партнёр Walnut Capital Артём Моторный сказал тогда «Ведомостям», что это примерно на 30% меньше рыночной цены. Президент Ball Corporation Дэн Фишер заявил, что это разумный результат для компании в нынешних геополитических обстоятельствах. В отчёте за II квартал 2022 года Ball оповестила инвесторов, что убыток от обесценивания российской части её бизнеса составил $435 млн.

Российские заводы Ball в 2021 году выпустили более 5,6 млрд алюминиевых банок. По данным Arnest Group, доля приобретённых ею предприятий на внутреннем рынке России составляла в 2021 году около 70%. С вводом в 2023 году мощностей в Ульяновске (будут производить ещё 1,5 млрд банок в год) доля Arnest на рынке алюминиевой тары для напитков увеличится до 90%.

Дефицитная тара

В 2021 году российские производители напитков говорили о возникшем дефиците алюминиевых банок. Для розлива не хватало 1 млрд банок в год. Приоритетно алюминиевая тара поставлялась самым крупным потребителям — Coca-Cola и PepsiCo. Дефицит связывали с изменением потребительского поведения в пандемию: из-за закрытых ресторанов население стало чаще бывать в ретейле, покупая больше напитков в алюминиевых банках.

Дефицита алюминиевых банок сейчас нет, сказали MASHNEWS в Ассоциации производителей пива. Однако появление ещё одного завода по производству алюминиевой тары не будет лишним, хотя и вряд ли окажет существенное влияние на структуру рынка. Конечно, отметили в ассоциации, большее количество производителей могло бы оказать позитивное влияние на уровень конкуренции и гарантированность поставок. В алюминиевые банки сейчас разливается более 30% производимого в стране пива.

Президент Союза производителей соков, воды и напитков Максим Новиков, напротив, сказал MASHNEWS, что в индустрии напитков сохраняется серьёзный дефицит алюминиевых банок. Поэтому появление на российском рынке дополнительных производственных мощностей востребовано. В союзе воздержались от комментариев на тему монополизации рынка.

Нет оснований для расследования

Антимонопольное законодательство не должно препятствовать развитию деятельности хозяйствующих субъектов, усиление рыночного положения которых происходит за счёт их конкурентных преимуществ — в том числе за счёт увеличения производственных мощностей. Напротив, такие действия могут иметь положительный эффект, они мотивируют конкурентов на развитие их производств. Об этом MASHNEWS рассказал глава антимонопольной практики юридической фирмы «Стоунбридж Лигал» Александр Викторов.

«Само по себе развитие бизнеса является не нарушением, а законным способом ведения предпринимательской деятельности. Оно позволит обеспечить рынок большим объёмом товаров, уменьшить их стоимость для конечного потребителя», — добавил юрист.

Рынок алюминиевой тары имеет более широкие географические границы, чем территория России. Есть крупные производители — Can-Pack, Kazalpak, Crown, Ardagh, которые могут составить конкуренцию Arnest и на российском рынке, и на рынке ЕАЭС.

Нормы о запрете монополистической деятельности чётко регламентируют, какие действия предприятия являются нарушением антимонопольного законодательства, а какие нет, говорит Александр Викторов. Он не видит оснований для расследования действий компании Arnest Федеральной антимонопольной службой.

СПРАВКА MASHNEWS:
Arnest Group производит парфюмерно-косметическую и хозяйственно-бытовую продукцию в аэрозольной упаковке на заводах в Невинномысске в Ставропольском крае и в Новомосковске в Тульской области. В 2021 году выручка АО «Арнест» составила 14,9 млрд рублей, чистая прибыль —  583 млн рублей.

Алексей Горпинченко для MASHNEWS

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ: