Минтранс решил облегчить жизнь малой авиации. И разрешить садиться на сельхозугодья
Министерство транспорта РФ опубликовало план облегчения жизни легким, сверхлегким и беспилотным воздушным судам. Одни эксперты назвали план революционным, другие полагают, что в результате появится какой-нибудь закон, этому плану не соответствующий.
Летайте кто хочет
16 октября в сети появился план министерства транспорта по улучшению законодательства в сфере авиации. Он подписан и.о. министра Андреем Костюком (Виталий Савельев, вероятно, был в отпуске) еще 19 сентября. Называется документ «План законодательных и организационных мероприятий, направленных на развитие авиации, использующей легкие, сверхлегкие и беспилотные воздушные суда».
Минтранс предлагает:
- Упростить получение сертификата типа. Это самый главный и вожделенный документ для разработчиков воздушных судов. В тексте говорится, что выдавать сертификат типа для легких и сверхлегких ВС предлагают «без привлечения центров сертификации и испытательных комплексов». Минтранс думает, что выдавать сертификат можно «на основе декларации лица, разработавшего ВС».
- Одним пунктом выше идет предложение по упрощению сертификации самих разработчиков. Разработку и испытания легких и сверхлегких судов хотят исключить из сертифицируемых видов деятельности.
- Об обучении пилотов Минтранс тоже подумал - лицензию частного пилота предполагают выдавать тем, у кого есть налет 200 часов (сейчас 250).
Также в планах чиновников упрощение процедуры внесения легких судов в госреестр, для этого надо перестать считать самолеты недвижимостью и регистрировать их таким же образом.
Что касается проверок и сбора статистики, то Минтранс хочет ежеквартальной публикации данных о полетах легких и сверхлегких судов.
Кстати, понятие сверхлегкие суда эксперты считают сомнительным. Дело в том, что легкие ВС – все суда от 0 до 5700 килограммов. Легче нуля не будешь. А Минтранс понимает под сверхлегкими суда до 495 килограммов.
Фермерам приготовиться к посадке
Пока общественной реакции на положения плана не собиралось, но интересно, что скажут владельцы сельхозугодий на идею использовать их землю в качестве посадочной площадки. Конкретное предложение по этой теме Минтранс берется представить в правительство уже 1 ноября текущего года.
В документе много строк со словосочетанием «устранение избыточных административных барьеров». Это одна из главных проблем современного авиационного законодательства, о чем эксперты говорят постоянно, Минтранс к ним прислушался.
Ведомство хочет снять барьеры в сфере коммерческих перевозок, в техническом обслуживании и в сфере подготовки пилотов. В последнем случае, например, предлагается избавить частного пилота-инструктора от необходимости иметь сертификат центра подготовки (то есть он сможет быть полностью независимым).
Самое привлекательное, на взгляд экспертов, - сфера коммерческих перевозок. Там предлагается внести изменения в федеральные авиационные правила. За эталон свободы берутся американские правила, а именно Part 135 CFR USA. Это документ на несколько тысяч листов. Его требования Минтранс просят не превышать. Отечественный аналог американских правил собираются подготовить меньше чем через год – к 1 сентября 2024-го года.
Бэкграунд не дает покоя
«Весьма революционным» назвали план Минтранса авторы телеграм-канала «Воздушное законодательство». Другие специалисты скептически смотрят на перспективы реализации идей Минтранса, хотя многие пункты плана звучат благородно.
Понятно, что в процессе принятия окончательных решений будет участвовать Росавиация, эксперты радуются, что ее глава больше не Александр Нерадько.
«В 2020-м году что-то похожее предлагали, потом весь год согласовывали, а приняли полностью противоположный документ (ФАП-10). Я ставлю 15% на то, что что-то поменяется. Я сторонник саморегулирования, а то ведь чиновники больше всего боятся ответственности, а тут разрабатывая правила, они сами на себя ее берут. Саморегулирование же поможет им ее избежать», - считает председатель Ассоциации малых авиационных предприятий Сергей Детенышев.
Он настаивает, что в регулировании помогут страховые компании, которые сейчас, в отличие от западных, работают по единому тарифу для всех.
«Если растет аварийность в целом, страховой тариф растет для всех, поэтому никто не заинтересован в повышении безопасности. Люди рассуждают так: я потрачусь, сделаю все идеально, а вокруг-то все идиоты, они будут падать и падать, а тарифы расти, в том числе для меня», - объясняет эксперт.