Минпромторг заплатит миллиарды за создание российской системы противопожарной защиты самолетов
Министерство промышленности и торговли РФ выделило почти 4 млрд рублей на повышение технологичности российских самолетов. Результаты будут использованы в SJ-100, МС-21 и Ту-214.

Минпромторг выделил 3,9 млрд руб. на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по более 20 позициям. В частности, разработать предстоит прототип системы пожарной защиты, прототип кислородной системы пассажиров, систему мониторинга износа тормозных колодок колеса и много другое.
Тендер на портале госзакупок был опубликован 28 апреля. Заявки принимаются до 14 мая. Контракт должен быть исполнен к 15 ноября 2027 года.
Решения должны быть конкурентоспособные, обеспечивать технологическую независимость РФ, но соответствовать международным требованиям.
Минпромторг ставит перед разработчиками высокие цели: созданные в процессе работы агрегаты и системы должны обладать меньшим энергопотреблением и большим КПД по сравнению с аналогами, лучшими массогабаритными характеристиками, более высоким уровнем надежности, при этом их стоимость должна быть меньше.
Это относится и к разработкам гидравлических фильтров с тонкостью фильтрации от 0,3 до 400 мкм, сильфонных металлических компенсаторов, предназначенных для компенсации перемещений трубопроводов систем жизнеобеспечения самолетов. Разработать предстоит также отечественные фторопластовые рукава с силовым каркасом для топливных систем самолетов и вертолетов. И тарельчатые компенсаторы пульсаций давления в гидросистеме, агрегаты гидравлической системы, автономный электрогидравлический привод и т.д.
Разработки собираются внедрять в ближнемагистральные гражданские самолеты и вертолеты (до 50 тонн, потенциальный объект применения – SJ-100, Aurus), среднемагистральные (до 90 тонн, МС-21, Ту-214, Ту-204) и дальнемагистральные (до 250 тонн, Ил-96).
«Российские разработчики многих подобных систем и агрегатов в минувшие десятилетия работали в интересах военной авиации, других отраслей, а вот современных решений для гражданской авиации у многих не было, - рассказал Олег Пантелеев, исполнительный директор агентства «АвиаПорт». - Поэтому разработчики новых отечественных самолетов стояли перед выбором: либо использовать иностранные системы и агрегаты, либо адаптировать старые советские решения, либо с помощью отечественных партнеров создавать что-то новое. Сейчас Минпромторг РФ продолжает заказывать работы по созданию именно новых, конкурентоспособных образцов систем, агрегатов и деталей».
По его словам, российская отрасль имеет потенциал выйти в лидеры за счет того, что наши компании могут создавать новые решения, ориентируясь на самые современные технологии. «Пример – создание композитного крыла для МС-21 по технологии, которая не применяется на Западе», - заключил он.
Екатерина Солнцева