Минпромторг хочет разрешить производителям не повышать степень «отечественности» литий-ионных аккумуляторов и батарей
Это следует из проекта поправок к 719-му постановлению правительства «О подтверждении производства российской промышленной продукции». Речь идет в первую очередь о компонентах, необходимых для производства отечественных электромобилей.

Единственный потенциальный производитель – «Росатом», но его фабрика заработает только в 2025 году. Иллюстративное фото: newkaliningrad.ru
Постановление № 719 определяет критерии отнесения продукции к произведенной на территории России, пишет издание «Ведомости». Оно предусматривает систему, в которой установлено минимальное количество баллов для попадания в реестр отечественной продукции Минпромторга. Госзаказчики обязаны руководствоваться этим реестром при проведении закупок. Необходимые баллы электроника может получить за счет отечественных комплектующих и техпроцессов, которые используются при производстве. Сейчас производители отчитываются только по отгрузкам продукции, но не по закупленным отечественным комплектующим.
Согласно действующей версии постановления, литий-ионные аккумуляторы могли быть отнесены к продукции, произведенной на территории РФ, при обеспечении не менее 600 баллов с 1 января 2023 г., не менее 800 баллов с 1 января 2025 г. и не менее 900 баллов с 1 января 2027 г. Проектом постановления предлагается продлить срок действия порога в 600 баллов до 2027 г., ввести порог в 860 баллов с 2027 г., 1010 баллов – с 2029 г. Для систем хранения энергии вместо 1000 баллов с 2026 г. теперь будет достаточно 900 баллов с 2027 г.

Литий-ионные батареи «Дзета» компании «Системы Автономной Энергии» для трамваев и рельсовой техники, электробусов, троллейбусов с автономным ходом. Иллюстративное фото: «Синара-Транспортные Машины».
Поправки направлены на развитие производства литий-ионных батарей, аккумуляторов и систем накопления электроэнергии – ключевых элементов для таких отраслей, как электротранспорт, электроника, робототехника, медицинское технологическое оборудование, системы связи и БПЛА, говорится в документе. Вместе с тем в рамках федерального проекта «Производство инновационного транспорта», входящего в новый национальный проект «Промышленное обеспечение транспортной мобильности», запланирован показатель по производству российских электромобилей и последовательных гибридов – 183 850 единиц до 2030 г. Обязательное условие – использование в них отечественных батарей.
Первый отечественный гибрид может появиться в России в 2026 г., писали «Ведомости» летом 2024 г. Пока в модельных линейках отечественных автопроизводителей гибриды не представлены. Выпускаемые на территории России электрокары в основном комплектуются батареями китайского производства. Речь идет о продукции липецкого «Моторинвеста» (бренд Evolute), московского автозавода «Москвич» (модель 3e) и калининградского «Автотора» («Амберавто»).
Как следует из пояснительной записки к проекту, в настоящее время в России серийно не производятся ключевые компоненты батарей – анодные и катодные материалы, сепараторы и электролиты. Представитель Минпромторга подтвердил, что сейчас остаются сложности с рядом материалов для литий-ионных аккумуляторов. В связи с этим предложено сдвинуть ужесточения требований по баллам на поздние сроки.
Существующие проекты производств литий-ионных аккумуляторов в настоящее время не могут покрыть все потребности всех типов батарей для всех назначений, сообщил представитель Минпромторга. Требуется время, чтобы производители смогли создать решения, которых сейчас нет, объяснил собеседник из регулятора. Именно поэтому продление возможности подтверждения происхождения батареи без обязательного применения российского аккумулятора в батареях позволит большему количеству существующих производителей конечных устройств воспользоваться данным инструментом, объяснили в Минпромторге. При этом за применение российских аккумуляторов даются баллы, что будет стимулировать спрос на них, считают в регуляторе.
Разработка данных комплектующих при государственной поддержке запланирована в рамках федерального проекта «Новые технологии и производства литий-ионных и постлитиевых систем накопления электроэнергии», который утвержден в 2024 г. в составе нового национального проекта «Новые атомные и энергетические технологии», следует из пояснительной записки к проекту постановления.
В сроки локализации, которые стояли ранее, без серьезных структурных изменений и гигантских инвестиций сразу в несколько отраслей не было возможности достичь поставленных целей, считает независимый аналитик, автор Telegram-канала RUSmicro Алексей Бойко. Полученная отсрочка и изменения в требованиях оставляют производителям больше шансов выполнить задачи, но не гарантируют успеха в горизонте до 2027 г., отмечает он.
Цепочки производства локализовать сложно: если катодные материалы и добываются в РФ, то их переработка пока развита слабо, отмечает Бойко. Попытки исправить ситуацию в области аккумуляторов для электромобилей были у «Росатома», напоминает он. Ситуация с такими компонентами, как электролиты и сепараторы, «еще хуже», продолжил он, сейчас в РФ проводятся только эксперименты по их производству.
В 2021 г. «Росатом» купил 49% корейского разработчика литий-ионных батарей Enertech International у холдинга Ener1 Бориса Зингаревича, а в 2022 г. у него же еще 49%, писал «Коммерсантъ» в 2023 г. со ссылкой на документы Enertech International. По технологии Enertech «Росатом» планировал выпускать батареи для электромобилей на гигафабрике в Калининграде.
В «Росатоме» запрос перенаправили в «Рэнеру» (входит в топливный дивизион «Росатома» ТВЭЛ).
«Рэнера» начала строительство первого в России завода полного цикла по выпуску топливных ячеек и сборке аккумуляторов в октябре 2022 г. Предприятие мощностью 4 ГВт ч в год планировалось создать на территории, предназначавшейся для Балтийской АЭС (проект закрыт), а первая продукция полного цикла ожидалась в 2025 г., писали «Ведомости» в 2023 г. В том же году гендиректор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев заявлял, что вторая гигафабрика собственного производства появится еще и в Москве.
По состоянию на март 2025 г. производство не запущено. В ноябре 2024 г. президент управляющей компании топливного дивизиона «Росатома» ТВЭЛ Наталья Никипелова заявила, что запуск первой в России гигафабрики планируется в 2025 г. в Калининградской области, вторая будет запущена в 2026 г. в Москве. В совокупности они будут производить батареи на 100 000 электромобилей в год, пообещала она.
Источник «Ведомостей» в «Росатоме» сказал, что изменения в 719 постановление не отразятся на стратегии корпорации по созданию полного цикла производства аккумуляторов, а также сроки запуска второй гигафабрики.
Помимо этого в ноябре 2024 г. Forbes писал, что «Норникель» уже разработал технологии, которые позволят изготавливать катодные материалы для литий-ионных аккумуляторов. Вице-президент «Норникеля» по инновациям Виталий Бусько тогда отмечал, что в перспективе «Норникель» создаст завод, способный производить вплоть до 10 000 т катодов, а также сможет замкнуть полный цикл производства литий-ионных батарей в партнерстве с «Росатомом». Тогда эксперты Forbes отмечали, что 75% литий-ионных аккумуляторов производятся в Китае, а разработки «Норникеля» смогут развить отечественную отрасль.
«Ведомости» направили запрос в «Норникель».
Потенциальная возможность организации локального производства полного цикла сохраняется, но это потребует более 10 лет, а в ближайшие пять лет можно будет добиться локализации от 50% и более, но вряд ли более 70–80%, прогнозирует Бойко. Учитывая существующие проблемы, изменения – «реализм российского производства», резюмировал он. С ним согласна и генеральный директор юридической компании Enterprise Legal Solutions Анна Барабаш: «Из пояснительной записки напрашивается вывод, что правительство признало, что требования, установленные ранее, оказались преждевременными в силу отсутствия должных технологических компетенций и производственных мощностей на локальном российском уровне».
В Минпромторге считают, что новые требования не будут создавать излишние ограничения для поставщиков российских батарей, что будет положительно влиять на конечный продукт, где батареи используются. «Согласно большинству мировых прогнозов, классическая литий-ионная технология останется актуальной еще долгое время», – уточнила пресс-служба Минпромторга. Планируемые к запуску в России серийные производства основаны на наиболее развитых в мире технологиях с классическим жидким электролитом, обладающих энергоемкостью порядка 260–290 Вт ч/кг, уточнили в регуляторе.