21 января 2025 11:05
читать 10 минут

Минпромторг выделил 42 млн рублей на упрощение системы госзакупок

Министерство планирует усовершенствовать каталоги товаров и услуг, эксперты считают, что так можно остаться и без инсулина.

Чтобы стало проще

В сопроводительной документации к контракту говорится, что заказчик ищет экспертную компанию, которая проанализирует его закупки, выявит нарушения работы комиссии и внесет предложения по улучшение текущего каталога товаров работ и услуг на основании закупок Минпромторга.

Сведения об открытом конкурсе в электронной форме появились в базе госзакупок 13 января. Сроком окончания подачи заявок указывается 29 января. Начальная (максимальная) цена контракта - 42 млн рублей.

В описании объекта закупки уточняется, что услуги подрядчику предстоит оказать в шесть этапов. К работе он приступит с момента заключения контракта, а завершит исполнение 30 декабря 2027 года.

«Минпромторг отвечает за разработку каталога товаров, работ и услуг, активно используемого в 44-ФЗ. Цель работы - упрощение процедуры закупки, стандартизация требований к товарам, исключение возможности излишних требований», — объяснил Mashnews Евгений Ландо, гендиректор ООО «Контрактные системы», которое специализируется на юридической помощи поставщикам при работе с государственными заказами.

По его словам, раньше заказчик мог указать бесконечное количество требований к, например, бумаге — вплоть до химического состава, метода нанесения покрытия на упаковку и так далее. Сейчас в каталоге прописана только требуемая плотность, белизна и еще пара необходимых показателей.

«С помощью каталога удается добиваться увеличения конкуренции и большей скидки во время закупок. Так что закупка крайне интересная, идейная и важная. Цель — дальнейшее улучшение каталога товаров, работ и услуг на основе закупок Минпромторга», — добавил Ландо.

Зачем нужен сторонний подрядчик

Эксперт счел цену контракта вполне адекватной и разумной. В ходе конкурса участники предложат свою цену, так что она еще и может измениться в меньшую сторону. В то же время Евгений Ландо задался вопросом: зачем Минпромторгу привлекать стороннюю организацию для такой экспертной работы?

«Почему умы Минпромторга не в состоянии исполнить эту работу своими силами? Возможно, руководство требует экспертное мнение со стороны, но зачем? Не знаю…», — отметил он.

Эксперт рабочей группы при правительстве РФ по законодательству в сфере безопасности дорожного движения Дмитрий Попов, который неоднократно участвовал в подготовке аукционной документации со стороны компаний-подрядчиков, ничего удивительного в стороннем подрядчике не увидел.

«Это стандартная история. Она и в нашем «светофорном» деле присутствует. Без сомнения, отдел организации дорожного движения может рисовать проекты самостоятельно. Но это не их профильная функция, она не описана в уставных документах. Профильная функция — управление контрактами, которые как раз реализуют проектирование. Тут точно такая же история. Скорее всего, Минпромторг выступает заказчиком исследовательской работы по анализу рынка и возможности упрощения процедур в 44-ФЗ исключительно в рамках своих уставных действий. У них просто нет штата и нет персонала. Это многоточечная работа, требующая серьезных затрат — людских ресурсов и сбора достаточно большого количества информации», — отметил Попов.

Проще не всегда лучше

Ряд экспертов высказали сомнения по поводу идеи Минпромторга. По словам председателя Санкт-Петербургской коллегии адвокатов «Глобал Консалтинг» Владимира Подоприхина, нововведения существенно осложнят деятельность заказчиков в высокотехнологичных и медицинских направлениях, а также в направлении производства медико-биологических исследований, где детальное описание предмета закупки делает единственно возможным проведение тех или иных медицинских исследований.

«Например, при закупке реагентов для обслуживания конкретного оборудования для проведения исследований биохимического состава крови может создаться ситуация, что закупленный товар не будет подходить конкретно под данный тип оборудования, так как химические составы реагентов, форма упаковки, дозировка, набор и их количество в кассете и так далее у разных производителей оборудования могут разниться, и редко когда кассеты и реагенты одного производителя при прочих равных условиях могут подойти к оборудованию другого», — объяснил эксперт.

По его словам, данные изменения могут если не полностью парализовать медицинскую отрасль, но существенно усложнить способность производить закупки для продолжения работоспособности медицинского оборудования. И это может коснуться не только медицины. Везде, где для обслуживания техники требуются конкретные расходные материалы, упрощение может создать такие сложности, что заказчик будет не способен произвести нужную именно ему закупку.

«Мне вспоминается такая ситуация из реальной жизни. Заказчик разместил закупку растворов для инъекций инсулина в картриджах, которые должны быть адаптированы к шприц-ручке определенного товарного знака. И данная закупка содержала детальное описание предмета закупки. Один из участников возмутился такому детальному описанию и подал жалобу в комиссию УФАС, которая согласилась с участником закупки и обязала заказчика устранить нарушения, уточнив, что заказчик должен был указать в техническом задании не только требования к закупаемым товарам, но и характеристики имеющихся в наличии шприц-ручек, исключив из технического задания товарные знаки», — рассказал Подоприхин.

По его словам, заказчик не согласился с точкой зрения комиссии УФАС и обратился в арбитражный суд, который встал на сторону заказчика, указав, что перевод пациентов с препаратов инсулина одного производителя на препараты другого производителя сопровождается ухудшением течения сахарного диабета и снижением качества жизни больного, а перевод на другую шприц ручку без перевода на другой инсулин невозможно.

«Хоть данная ситуация с точки зрения права закончилась условно благоприятно для заказчика, тем не менее, все время, пока шли споры и судебные разбирательства, пациенты были лишены возможности получить своевременно закупаемый инсулин. Это лишь один пример из множества тех, которые можно привести из области правоприменительной практики. Стандартизация и упрощение в ряде направлений, на мой взгляд, создаст еще больше сложностей для заказчиков», — подчеркнул Подоприхин.

«Может плохо закончиться…»

Похожие опасения высказал эксперт Попов. По его словам, во многих ситуациях ради приобретения простых компонентов требуется указание огромного количества признаков товара и так далее.

«Но! Если речь идет об упрощении процедуры — то это одна история. А если речь идет об упрощении содержания самого технического задания — другая. Процедуру на самом деле надо упрощать — процедуру подачи конкурсной документации и так далее. Что же касается самих требований к поставляемому товару, то их формируют заказчики», — объяснил Попов.

По его словам, как правило, избыточные требования формируются, чтобы в ту или иную закупку не просочилось постороннее лицо. Но эта история может работать только в отношении каких-то очень простых вещей — канцелярских товаров, связанных с эксплуатацией зданий и сооружений расходных материалов, лампочек.

«Как только мы говорим про специальные продукты и специальные товары, то сокращение в обязательной части технического задания признаков того или иного товара, запчасти, детали или комплектующей приведет к тому, что будет поставлено совсем не то, что нам нужно», — уточнил Попов.

По этой причине нужно понимать, что именно Минпромторг хочет упростить. Если же подразумевается широкий спектр товаров, то это может плохо закончиться, резюмировал Попов.

Дмитрий Матвеев

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!