Минпромторг выделил 14 млрд на совершенствование двигателей для самолета МС-21
Министерство промышленности и торговли РФ готово заплатить более 14 млрд рублей за улучшение параметров российского двигателя ПД-14 для самолета МС-21. Двигатель нужно сделать легче, эффективнее по потреблению топлива, а также менее шумным.

На опытно-конструкторские работы (ОКР) по улучшению качеств двигательной установки ПД-14 для самолета МС-21 Минпромторг выделил 14,2 млрд рублей. Закупка в формате открытого конкурса была опубликована 9 апреля 2025 года под шифром «Совершенствование ПД-14». Заявки принимаются до 28 апреля.
В рамках ОКР должны быть улучшены параметры топливной эффективности, снижена масса и уровень шума. Помимо этого, должны быть определены технические возможности для уменьшения трудоемкости и материалоемкости изготовления, а также повышения ремонтной технологичности двигателя. Контракт должен быть исполнен до 10 декабря 2027 года.
Изначально предполагалось, что МС-21 вместимостью 150-210 пассажиров будет оснащен американскими двигателями компании Pratt & Whitney. Но уже в 2012 году решили устанавливать на новый самолет отечественные двигатели ПД-14.
Самолет МС-21-310 с двигателями ПД-14 совершил первый полет в декабре 2020 года и сертифицирован в декабре 2022 года. В 2022-2024 годов получено 14 одобрений главных изменений типовой конструкции двигателя ПД-14 по расширению условий эксплуатации. В феврале 2025-го Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) поставила партию серийных авиационных двигателей ПД-14.
«Двигатель ПД-14 обеспечивает большую экономическую эффективность за счет более низких технических рисков и более низкой стоимости технического обслуживания и ремонта, - отмечается в техзадании объявленного Минпромторгом конкурса. - Обладает конкурентными преимуществами на внутреннем рынке, рынках стран СНГ и ближнего зарубежья, а также стран, лояльно настроенных на приобретение российской продукции».
Согласно последней редакции правительственной программы развития авиационной отрасли России, в 2025 году ОДК должна передать авиастроителям 30 ПД-14. Однако в декабре прошлого года «Известия» сообщили, что Минпромторг предложил сократить поставки 2025 года до семи двигателей, а в 2026 году — с 48 до 28 единиц. Ведомство объясняло это необходимостью привести график поставок в соответствие с условиями договоров ОДК с производителями самолетов.
«На мой взгляд, сумма в 14 миллиардов, выделенная Минпромторгом, соразмерна работам по ОКР, - считает Олег Пантелеев, исполнительный директор агентства «АвиаПорт». - Но мне сложно оценить, насколько за грядущие два года реально возрастут затраты разработчика на выполнение работ с учётом инфляции».
«Если ориентироваться на заявленные данные, то расход топлива у ПД-14 чуть выше, чем у конкурирующего продукта Pratt&Whitney и почти на одном уровне с продуктом CFM International, разница в 1-3 % максимум», - отметил Пантелеев. Разработчик ПД-14 уверяет, что трудоемкость и стоимость обслуживания ПД-14 будет ниже, чем у аналогов. Таким образом, двигатели находятся примерно в равных позициях, отмечает эксперт.
Сейчас главная проблема, по мнению Пантелеева, состоит в сертификации МС-21-310 в импортозамещенном облике, а также в оперативном изготовлении самолетов. Сейчас производитель заявляет о выпуске 36, а затем в 72 бортов в год. Этого можно будет достичь, только если все поставщики смогут выдерживать свои обязательства в полном объеме, заключил он.
По словам Ильи Шатилина, основателя портала FrequentFlyers.ru, важно не конкурировать с CFM, «а иметь свой двигатель».
«Если он чем-то уступает, вовсе не значит, что нужно поставлять CFM. ПД-14 выполняет задачу обеспечения независимости от иностранных поставщиков», - отметил он.
Екатерина Солнцева