16 августа 2024 13:03
читать 7 минут

Минпромторг сокращает импорт подшипников для газовых турбин

Планируется урезать доступ иностранных подшипников (шариковых и роликовых) на российский рынок. 

Фото: «РИА Новости»

Министерство промышленности и торговли РФ опубликовало проект постановления Правительства РФ 5 августа. Один из пунктов предлагает изменить ценовые критерии закупок подшипников.

Мало, но справимся

Подшипники – товар, который подпадает под американские санкции. Многие европейские компании также продали бизнес в России на фоне обострения геополитической обстановки в 2022 году. Поэтому данное предложение окажет влияние по большей части на китайских и узбекских поставщиков. А также на внутренний рынок.

Если инициативу одобрят, то из других стран можно будет закупать такой товар штучно по цене не дороже 3 тысяч рублей или в нескольких экземплярах, но по цене до 30 тысяч рублей. Сейчас запрет тоже существует, но пороговые значения выше – закупать можно подшипники поштучно по цене до 300 тысяч рублей и оптом по цене до 1 млн рублей.

«Указанный проект изменений в постановление направлен на поддержку отечественной подшипниковой отрасли. Минпромторгом России проработана корректировка пороговых значений стоимостных характеристик для допуска к закупкам подшипниковой продукции, актуализированы значения средней стоимости», - отмечает пресс-служба Минпромторга.

Роликовые подшипники в основном применяются в строительстве, горнодобывающей промышленности, сельском хозяйстве, судостроении и автомобилестроении – там, где требуется большая выдержка деталей для долгого срока их службы.

Шариковые подшипники же используются везде, где требуется легкое и быстрое вращение без специфических требований к грузоподъемности. Это, например, вращающиеся узлы электрооборудования, механических передач и прочей техники.

Как объяснил руководитель газотурбинного цеха военно-промышленного холдинга «Кингисеппский машиностроительный завод», Александр Лияскин, ограничение, предложенное Минпромторгом, в первую очередь ударит по элементам, используемым в газотурбинных двигателях. Но это не большая проблема, потому что в России есть поставщики аналогичной продукции, хотя их пока не так много.

«Чаще всего мы применяем подшипники от ЕПК («Европейская подшипниковая компания»), сейчас ещё пытается Вологодский завод спецподшипников выйти на этот рынок», - пояснил наш собеседник.

 

Фото: «РИА Новости»

20% от общего объема рынка

Основными игроками на российском рынке подшипников являются зарубежные производители, такие как SKF, FAG, NSK и другие. Среди российских производителей выделяются Курский подшипниковый завод, «ЕПК Саратов», «Подшипник».

Что касается конкретно роликовых и шариковых подшипников, то по данным пресс-службы Минпромторга, объёмы отечественного производства по итогам 2023 года превысили 37 млн шт., что на 20% больше показателей 2022 года.

«На сегодняшний день мощности российских производителей подшипников в полной мере способны закрывать потребность внутреннего рынка для закупок как в рамках Федерального закона №44-ФЗ, так и по прямым договорам поставки», - считают в ведомстве.

С этим мнением не согласен основатель российско-китайской транспортной компании «Рустранчина» Александр Стрельников. По его словам, объем внутреннего рынка роликовых и шариковых подшипников в России составляет около 160 миллионов штук в год. Поэтому, хотя в 2023 году производство российских подшипников увеличилось с 30,7 миллионов до 37,1 миллионов штук, это все еще лишь 20% от общего объема рынка.

Эксперт выделяет несколько факторов недостатка объемов на рынке. Это:

- Отсутствие системы технического регулирования: это создает неравные условия для отечественных производителей и иностранных поставщиков;

- Сложности с импортом оборудования: поставки импортного оборудования и технологий остаются затрудненными, что сказывается на производительности и качестве продукции;

- Кадровый голод: отрасль испытывает нехватку квалифицированных специалистов, что также замедляет развитие производства.

По мнению Александра Стрельникова, нам до сих пор нужны иностранные поставщики, чтобы компенсировать нехватку отечественной продукции.

«Основные игроки, такие как «Подшипник» и другие крупные заводы, сталкиваются с рядом проблем, включая отсутствие системы технического регулирования, что затрудняет защиту отечественных производителей от фальсификата. Также существует нехватка специализированного оборудования и инструментов, что ограничивает возможности для увеличения объемов производства», - поясняет наш собеседник.

Руководитель отдела маркетинга в Особой экономической зоне «Доброград-1» Дмитрий Комиссаров добавляет, что государству есть, как помочь заводам-производителям подшипников.

В комплексе мер, которые он предлагает, можно выделить:

- Формирование кластеров по примеру «Подшипника» в Ростове. Это должно снизить себестоимость продукции отечественных компаний и обеспечить им конкурентное преимущество на рынке.

- Внедрение программ поддержки, включая гранты, субсидии и льготные кредиты.

- Если говорить про поставки из-за рубежа, то помогут установка сбалансированных тарифов и пошлин, которые помогут избежать демпинга, с одной стороны, и неоправданного протекционизма, с другой.

- Развитие образовательных программ и курсов для подготовки специалистов в области производства будет способствовать созданию сильных и квалифицированных рабочих кадров.

- Упрощение бюрократических процедур, что должно привлечь инвесторов и обеспечить дополнительное финансирование сектора подшипников. 

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
специальный корреспондент
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!