30 октября 2025 14:47
читать 12 минут

Минпромторг: рынок спецтехники упадет на 50% по итогам года

При этом специалисты ожидают постепенного восстановления продаж уже в следующем году.

На рынке специализированного машиностроения – самый жесткий кризис за последние десять лет. По данным «Авито СпецТехника», за девять месяцев 2025 года продажи прицепов и полуприцепов сократились на 58% к уровню прошлого уровня, тяжелых грузовиков – на 57%. В сегменте дорожно-строительной техники падение достигло 36%, сельхозтехника потеряла 30%.

Основные причины – высокая ставка ЦБ, затоваривание рынка, снижение объемов строительства плюс давление импорта в преддверии повышения утилизационного сбора. Однако уже в следующем году ситуация для российских производителей начнет улучшаться, считают эксперты.

Потенциал роста спроса – в Сибири

В январе-сентябре 2025 года рынок спецтехники в России сократился на 50% в денежном выражении и на 35% в штуках. Об этом рассказал замначальника Управления сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга РФ Станислав Черторыжский 29 октября во время вебинара «Текущая ситуация и прогнозы по рынку ДСТ и сельхозтехники в 2025 году: господдержка, лизинг, итоги и прогнозы. Экспертный анализ от Минпромторга и Авито Спецтехники».

Падение обусловлено, прежде всего, снижением импорта – иностранные поставки спецтехники сократились в натуральном выражении на 37%, тогда как российское производство – только на 9%. По итогам года общий объем рынка снизится на 50%, а российское производство – на 20%, прогнозируют в Минпромторге.

На тракторном заводе «ДСТ-Урал» оценили сокращение производства спецтехники на уровне 20% год к году. Однако объемы сохраняются во многом за счет роста оборонзаказа. «Но если брать только гражданский сектор, то падение более 50%», - уточнил в беседе с Mashnews генеральный директор челябинского предприятия Евгений Горелый.

В компании «ЧЕТРА» (входит в концерн «Тракторные заводы») приводят более оптимистичные цифры.  

«Объем реализованной нами техники за 9 месяцев 2025 года почти сравним с показателями прошлого года за этот период – 762 и 845 штук соответственно. Снижение около 10%, что сильно меньше, чем у конкурентов с падением в 60-70%. В 2026 году мы планируем продать более 1,5 тысяч единиц техники», - рассказал Mashnews исполнительный директор чебоксарского завода «ЧЕТРА» Владимир Антонов.


Данные «Авито СпецТехника»

В отдельных сегментах спецтехники ситуация различается. Например, по данным Минпромторга, выпуск катков за девять месяцев 2025 года упал в три раза к аналогичному периоду 2024-го. Министерство надеется повысить спрос на отечественные катки за счет крупных строительных компаний – в том числе, охватив сибирские регионы, которые сегодня больше ориентированы на китайскую технику из-за короткого транспортного плеча, пояснил на вебинаре Станислав Черторыжский.

В целом, в ведомстве рассчитывают на рост стройки и возобновление отложенных проектов в ближайшее время. А отечественные заводы смогут быстро наверстать упавшие объемы выпуска дорожно-строительной техники, предлагая конкурентный продукт. При этом им важно получать больше обратной связи от потребителей, чтобы улучшать характеристики своих машин, подчеркнул представитель Минпромторга. Для этого Министерство ведет работу с дорожными службами, а также с крупными компаниями, такими как «Газпром», «Сургутнефтегаз», чтобы, исходя из их потребностей, доводить российскую технику до уровня ожиданий заказчиков. Но это требует времени, добавил Станислав Черторыжский.


Данные Минпромторга России

К импорту – с особым пиететом

У потребителей все еще сохраняется предвзятое отношение к отечественному продукту, считают в Минпромторге.

«Иностранная техника вызывает пиетет. Мы с этим боремся. Но по обратной связи видим, что те огрехи, которые позволяются импортным машинам, очень критически воспринимаются, когда речь заходит о российском производстве», - отметил на вебинаре Станислав Черторыжский.

Российский потребитель долгое время предпочитал зарубежную технику – где-то из-за доступной цены, где-то по причине лучшего качества и более широкого выбора, напоминает генеральный директор тракторного завода «ДСТ-УРАЛ» Евгений Горелый.

«Но сейчас эта тенденция начала меняться в другую сторону. Плюс свою роль играют меры господдержки – увеличение утильсбора на импортную технику, появление программ льготного лизинга, в которых может участвовать только российский продукт. У наших производителей есть все условия для того, чтобы сохранить рынок за собой. Думаю, что с 2026 года мы увидим умеренный рост продаж», - прокомментировал Mashnews руководитель челябинского предприятия.  

Цифры говорят сами за себя: доля отечественных игроков растет, и дело не только в господдержке, считают в компании «ЧЕТРА».

«Очевидно, что российские производители при сопоставимом уровне качества предлагают более качественное послепродажное сопровождение – это касается и доступности запчастей, включая актуальные каталоги (чем не могут похвастаться китайские марки), и более широкой географии присутствия, и меньших сроков реагирования сервисных служб», - пояснил Mashnews Владимир Антонов.

На рынке сегодня остается большой объем импортной техники, которая хлынула в страну с 2022-2023 гг. для замещения ушедших западных брендов. В преддверии индексации утильсбора дилеры стремятся распродать запасы и предлагают большие скидки. Это серьезный вызов для отечественных производителей, которым нужно предлагать конкурентные цены, подчеркнул на вебинаре Станислав Черторыжский.

Возврата иностранцев не боятся

Тем не менее доля российской спецтехники на рынке действительно растет и, как ожидают в Минпромторге, по итогам года должна составить 18%. А к 2030 году стоит задача занять не менее 50% рынка.  

По мнению Евгения Горелого, озвученная цель вполне достижима.

«Например, в сегменте экскаваторов, фронтальных погрузчиков и бульдозеров российские производители уже в следующем году могут отвоевать до 90% рынка», - отметил генеральный директор компании «ДСТ-УРАЛ».

Многие предприятия уже имеют четкие планы по разработке новых продуктов и наращиванию объемов выпуска в рамках заключенных с государством специнвестконтрактов. Так, челябинский завод уже в следующем году начнет поставки импортозамещающего экскаватора, создаваемого по СПИКу. Будут представлены и другие новые модели техники, рассказал Mashnews руководитель «ДСТ-Урал». 

Анонсируют множество новинок и в компании «ЧЕТРА». В ближайших планах – дальнейшая локализация новой техники, модернизация и расширение функционала бульдозеров, создание машин на альтернативном топливе или управлении (электрическая МКСМ, бульдозер и экскаватор на газу, битопливные двигатели, радиоуправление).

«Нам удалось серьезно обновить станочный парк на наших собственных заводах Промтрактор и ЧАЗ, закупить автоматизированные и роботизированные линии. Благодаря этому, например, серьезно расширен состав производимых деталей и запасных частей для ходовых систем не только российской, но и импортной техники брендов Komatsu, Cat, Shantui и других», - рассказал Mashnews Владимир Антонов.

Помимо разработки новых, ранее не выпускавшихся в стране видов спецтехники, есть успехи и в развитии компонентной базы, отметил Станислав Черторыжский. Расширяется линейка двигателей, в том числе ведется работа по созданию малых моторов для мини-техники, на которую растет спрос, есть проекты по локализации мостов и гидравлики.

Судя по всему, российские производители не боятся конкуренции с иностранными брендами, которые теоретически могут вернуться в Россию.

«Мы никого не ждем и идем вперед. У нас с точки зрения специализированного машиностроения очень хорошая ситуация, в стране более 30 площадок по выпуску самоходных машин. Во многих сегментах мы уже сильны – по той же землеройной технике, машинах для укладки асфальта. Зачем кого-то ждать, если можно сделать самим?», - заявил в ходе онлайн-встречи Станислав Черторыжский, добавив, что у российских производителей есть все ресурсы и кадры для замещения импортной продукции.

Те отечественные заводы, которые будут вкладываться в развитие, осваивать новые виды продукции, наращивать качество и объемы, смогут выиграть в борьбе за покупателя, высказал свое мнение в беседе с Mashnews Евгений Горелый.

Владимир Антонов еще более категоричен: «Мы за свободную конкуренцию, за то, чтобы российский рынок мог пользоваться самыми современными мировыми разработками. Но, думается, что российские потребители не захотят вернуться к предателям, которые в угоду политикам оставили потребителей без обслуживания, без техники и запчастей», - заключил исполнительный директор завода «ЧЕТРА».

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!