Минпромторг предложил распространить правило «второй лишний» на все медицинские изделия
«Второй лишний» устанавливает протекционистские меры для отечественной продукции при госзакупках: если в тендере появляется хотя бы одно предложение с изделием из ЕАЭС, все предложения с импортной продукцией автоматически отклоняются.

Иллюстративное фото: contractmedic.ru
Идею «концептуально поддержала» курирующая социальную сферу вице-премьер Татьяна Голикова, положительно высказались и представители профильных ведомств – Минздрава и Росздравнадзора. В настоящее время министерства исполняют поручение по проработке потенциальных рисков такого решения.
По состоянию на ноябрь 2025 года во «второй лишний» внесено 110 видов медизделий, еще 200 видов Минздрав предлагал внести в список ранее, пишет профильный портал Vademecum.
Об идее распространения правила на все медизделия на ежегодном форуме NOVAMED-2025 рассказала замминистра промышленности и торговли РФ Екатерина Приезжева. По ее словам, Минпромторг считает, что сегодня очень важно перейти от точечного включения различных видов медизделий в этот механизм поддержки к широкому подходу, который уже реализуется в фармпромышленности.
«Он себя хорошо зарекомендовал. Поэтому мы считаем, что ровно такую же практику можно использовать в отношении медизделий. Если нам удастся реализовать такой подход в медизделиях со «вторым лишним», я считаю, что это будет очень серьезным стимулом для наших производителей».
В августе 2021 года Правительство РФ ввело правило «второй лишний» для госзакупок 30 видов медицинского оборудования, включая компьютерные и магнитно-резонансные томографы, УЗИ, дефибрилляторы, обеззараживатели воздуха и неонатальное оборудование, с тех пор список неоднократно расширялся. По состоянию на ноябрь 2025 года «второй лишний» действует в отношении 110 видов медизделий.
В декабре 2024 года правительство постановлением № 1875 распространило правило «второй лишний» на госзакупки лекарств из перечней ЖНВЛП и СЗЛС. С 1 января 2025 года механизм начал применяться по отношению к иностранным препаратам, производство которых не локализовано в России, с 1 сентября – в отношении локальных производителей активных фармацевтических субстанций.