Минпромторг отобрал у "Буденновска" 384 млн рублей господдержки
Минпромторг через суд забрал у Ставропольского края субсидию в 384,2 млн рублей, выделенную на развитие промышленного парка «Буденновск». За четыре года сюда пришел только один резидент, выручка которого меньше 3 млрд рублей, а по плану должно быть 37,5 млрд. Получатели господдержки часто не достигают плановых показателей, но субсидии у них почти никогда не отзывают.
Эффективность — меньше 10%
Правительство Ставропольского края вчистую проиграло Минпромторгу РФ судебный спор по поводу субсидии размером 384,2 млн рублей, предоставленной на создание индустриального парка «Буденновск». Верховный суд 30 октября отказался рассматривать жалобу региона на судебные акты трех инстанций арбитража, которые встали на сторону Минпромторга в этом споре.
В материалах дела эта история описана так. В 2016-2017 годах Ставропольский край получил от министерства две субсидии в целом на 384,2 млн рублей для создания индустриального парка в Буденновске. К концу 2019 года в парке должно было быть застроено 78,8 га территории, совокупная выручка резидентов должна была составить 37,47 млрд рублей, число новых рабочих мест — 1515.
Однако в реальности площадь застройки составила лишь 16,3% от планового значения, выручка резидентов — 7,47%, рабочих мест — 4,95%.
За такой низкий результат Минпромторг отозвал у региона субсидию, в декабре 2022 года Арбитражный суд Ставропольского края утвердил это решение.
Правительство края просило сдвинуть сроки достижения целевых показателей на 2022 год, поясняя, что выполнить план помешала пандемия коронавируса. Однако в 2019 году никакой пандемии не было, парировал суд и отказал краевым властям.
Резиденты ликвидированы
В отчете Буденновского муниципального округа за третий квартал 2023 года указано, что в индустриальном парке «Буденновск» есть только один резидент — это ООО «Лукойл-Ставропольэнерго». Оно построило в парке ТЭС мощностью 135 МВт для снабжения электроэнергией крупнейшего в городе предприятия — завода «Ставролен» (входит в ЛУКОЙЛ), который производит полиэтилен. ТЭС занимает 12,85 га, инвестиции в создание ТЭС должны были составить 7,71 млрд рублей, на данный момент вложено 10,14 млрд, говорится в отчете.
Когда строительство индустриального парка еще только планировали, именно «Ставролен» должен был стать точкой притяжения инвесторов в парк. Территория завода граничит с ним, и власти региона предполагали, что резиденты парка будут выпускать комплектующие и расходные материалы для нефтехимии или использовать полиэтилен «Ставролена» в качестве сырья.
Еще две компании — ООО «НПП »Эко-Пласт« и ООО »Полипропилен« — стали резидентами парка в 2015 году, их совокупные инвестиции, по разным данным, должны были составить от 350 млн до 650 млн рублей. Первая собиралась выпускать пластиковые бытовые предметы (ведра, лейки и прочее), вторая — полимерные мешки.
Однако «Эко-Пласт», созданный в Буденновске в ноябре 2014 года, был ликвидирован в ноябре 2018-го, так и не начав производство.
ООО «Полипропилен» в 2019 году было признано банкротом, а в 2021-м ликвидировано.
В
Минэкономразвития Ставропольского края на вопрос MASHNEWS о том, почему не были реализованы эти проекты, ответили, что «в связи с
изменением инвестиционной стратегии».
В
ведомстве отметили, что сейчас прорабатывается возможность строительства в ИП
комплекса по производству СПГ с объемом инвестиций в 1,5 млрд рублей, а также газохимического
комплекса стоимостью более 142 млрд рублей.
Закрывать нерентабельно
Поскольку «Буденновск» — государственный индустриальный парк, то теперь содержать его должен регион, поясняет депутат Госдумы, первый зампред Комитета по промышленности и торговле Александр Козловский.
Однако без привлечения инвестиций администрации края будет трудно обойтись, добавляет Надежда Полищук, юрист юридической компании «Генезис». По ее мнению, закрывать ИП нецелесообразно, ведь он приносит прибыль, хоть и не в том объеме, какой планировался.
Коронавирус и антироссийские санкции во многих случаях помешали паркам достичь плановых показателей, поэтому Минпромторг предусмотрел возможность продления сроков, сообщили MASHNEWS в министерстве. Но задним числом это не работает.
Обычно Минпромторг идет навстречу, когда получатель субсидии просит о продлении сроков, а случаи, аналогичные буденновскому, единичны, говорит Александр Козловский. Их доля мизерна, учитывая, что ежегодно господдержку получают в среднем 10-15 проектов (данные Ассоциации кластеров, технопарков и ОЭЗ России).
Например, в 2022 году власти Нижегородской области через суд пытались взыскать с ЗАО «Дробмаш» около 520 млн рублей субсидии, выделенной на развитие индустриального парка «Машиностроение». Но в декабре суд отказал региону, сочтя весомыми причины задержки: проблемы с согласованием проектной документации и карантин по коронавирусу.
Надежда Полищук привела пример 2021 года, когда министерству строительства и ЖКХ Калининградской области удалось отстоять федеральную субсидию в 40 млн рублей, выделенную на городские проекты, несмотря на ряд претензий к их качеству.
Послабления допустимы в пределах разумного
О том, что механизм развития промышленности через создание сети индустриальных парков не слишком совершенен, не раз говорили различные надзорные органы. Например, на это в 2021 году указала Счетная палата (СП) РФ, проверив эффективность расходования средств господдержки за 2007-2019 годы. За это время из госказны на поддержку 105 индустриальных парков было выделено 41,74 млрд рублей (сейчас в РФ 264 таких объектов, еще 113 строятся, все инвестиции в их развитие превысили 2 трлн рублей — данные Ассоциации индустриальных парков России).
Счетная палата выявила плохой контроль за расходованием денег и, как следствие, неэффективность госпомощи; плохо прописаны нормативные акты об индустриальных парках; искажаются отчетные данные о достижении показателей парков.
В результате несколько парков получали деньги дважды — перерасход составил 3,2 млрд рублей. В качестве объекта промышленности Минпромторг зарегистрировал международный аэропорт Калуга и выделил субсидию. У Самарской области не была отозвана госпомощь для индустриального парка «Преображенка», хотя число рабочих мест в этом парке составило 51% от плана, резидентов — 57,1%. Это лишь немногие примеры из отчета СП.
«В условиях работы с господдержкой необходимо предусмотреть »окошки« для форс-мажорных обстоятельств, которые не зависят от исполнителя», — считает Александр Козловский.
Однако нельзя допускать невыполнения обязательств, взятых на себя получателем госпомощи, добавляет он. Послабления могут быть, если отклонения составляют до 10%. Он напоминает, что в 2016-2020 годах в постановлениях Правительства РФ допускалось отклонение от целевых показателей в размере 15%.
«Возможно, имеет смысл возвращать такую практику — естественно с учетом всех особенностей каждой ситуации», — полагает Александр Козловский.