Минпромторг готов заплатить разработчику нового судна на подводных крыльях 660 млн рублей
Министерство объявило конкурс на выполнение опытно-конструкторских работ по созданию высокоскоростного пассажирского корабля из композитных материалов.

Иллюстративное фото: «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева».
Новое судно должно быть аналогично «Валдаю 45Р» по габаритным и скоростным характеристикам. При этом необходимо, чтобы оно почти вдвое превосходило его по вместимости — до восьмидесяти одного пассажира, а также обеспечивало более дешевую эксплуатацию и высокие темпы строительства.
Как поясняет Минпромторг в задании, реализация проекта будет способствовать обновлению стареющего российского пассажирского речного флота: компании ежегодно выводят из эксплуатации от восьмидесяти до ста судов. При этом за 2024 год построены двадцать новых единиц, а за последние пять лет — около пятидесяти.
Проект связан в потребностью в среднеразмерных пассажирских судах на подводных крыльях. Крупный «Метеор 120Р» ориентирован на перевозку большого количества пассажиров на значительные расстояния. У этих судов высокая стоимость и они дороги в эксплуатации.

Рулевая рубка «Метеора-120Р». Иллюстративное фото: «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева».
Корабли «Валдай 45Р» обладают небольшой пассажировместимостью и рассчитаны на движение по мелководью. Кроме того, в производстве спроектированных до 2020 года транспортных средств возникают проблемы с поставками импортных комплектующих.
Как сообщает Минпромторг, высокая локализация производства судна обеспечивается за счет применения в его конструкции широкой номенклатуры готовых изделий из продуктовой линейки судового комплектующего оборудования российских компаний (в т.ч. «НПК МСА»), что позволит обеспечить скорость строительства, качественное гарантийное и сервисное обслуживание, в целом будет способствовать развитию отрасли судостроения в России.

Сборка винторулевой колонки. Скриншот иллюстративного видео: «НПК МСА».
Для подтверждения расчетных характеристик, ранее разработанных МСА крыльевой и пропульсивной систем, в проект включено проведение лабораторных испытаний с привлечением ФГУП «Крыловский государственный научный центр», что будет являться основанием для реализации следующих этапов Проекта и позволит исключить риск неэффективного расходования бюджетных средств.
В концепцию разрабатываемого судна заложен принцип модульной компоновки конечного изделия, что позволит в дальнейшем существенно расширить перечень потенциальных заказчиков судна за счет широкой вариативности характеристик.
Модульный принцип распространяется не только на компоновку надстроек судна – он позволит в т.ч. строить суда с движителями, как в крыльевом устройстве, так и в бескрыльевом варианте с винторулевыми колонками. Данный подход обеспечит дополнительную устойчивость проекту за счет минимизации технологических и конструкторских рисков в связи с получение практических результатов на промежуточной стадии ОКР.
Также модульность позволит обеспечить более широкие возможности при масштабировании производства судна за счет параллельного строительства отдельных элементов с последующей финальной сборкой в единое изделие по принципу конструктора с учетом назначения.
Проект судна предполагает применение композитных материалов при изготовлении всех основных конструктивных элементов, что является одним из приоритетов развития инновационного судостроения. С целью повышения технологичности изготовления судна из композита будут применяться матрицы из полипропилена с увеличенным сроком службы, изготавливаемые методом 3-D печати.