Минпромторг готов отдать более 1 млрд рублей за импортозамещение материалов для самолетов и БПЛА
Сейчас качество материалов неудовлетворительное, что не
позволяет использовать их при серийном производстве авиационной техники. При
изготовлении деталей и их обработке применяются американские и европейские
материалы, доступ к которым затруднен. Власти готовы отдать более 1 млрд рублей
на их замену для беспилотников, самолетов SSJ-100-NEW, Ту-214 и других.

Министерство промышленности и торговли выделило более 1,1 млрд рублей на разработку материалов для отечественных самолетов и беспилотников. Два тендера на работы под шифрами «Тяга» и «Отсек» опубликованы ведомством 13 марта 2025 года на портале госзакупок.
В первом тендере министерство заказало научно-исследовательскую работу (НИР) по разработке новых конструкционных и функциональных материалов, технологий их производства для изготовления перспективных и серийных авиационных и вертолетных двигателей для отечественных самолетов и винтокрылых летательных аппаратов (шифр «Тяга»). Минпромторг готов отдать за эти работы 597 млн рублей.
Во втором тендере ведомство хочет проведения НИР по разработке технологий изготовления полуфабрикатов из алюминиевых сплавов и сталей, а также импортозамещающих полимерных композиционных и функциональных материалов для авиационной техники, включая беспилотные летательные аппараты (шифр «Отсек»). Максимальная сумма закупки - 560 млн рублей.
В тендерных документах по закупке «Отсек» сказано, что при серийном изготовлении листовых деталей для элементов конструкции механизации крыла «возникает ряд сложностей, которые приводят к низкому проценту выхода годной продукции, вследствие неудовлетворительного качества поверхности листов, что ограничивает поставки данной номенклатуры на авиационные заводы и изготовление самих изделий авиационной техники».
Подрядчик, помимо этого, должен разработать материал, который станет заменой герметика фирмы PPG (США), а также продумать способы сокращения технологического цикла сборки агрегатов и конструкций авиационной техники, в том числе при ремонте.
В связи с дефицитом на российском рынке однокомпонентных влагозащитных флуоресцентных лаков для защиты печатных плат бортового радиоэлектронного оборудования и систем автоматического управления взамен импортных материалов необходима разработка отечественного влагозащитного ремонтопригодного флуоресцентного лака.
Результаты работы предназначены для использования на отечественных самолетостроительных и металлургических предприятиях при изготовлении полуфабрикатов, компонентов и элементов планера самолетов Ил-114-300, SSJ-100-NEW, Ту-214, а также БПЛА.
Потенциальными потребителями являются: ПАО «Ил», ПАО «Туполев», ПАО «Яковлев», ПАО «ВАСО», ПАО «КУМЗ», АО «Металлургический завод «Электросталь», АО «Кронштадт» и другие предприятия, входящие в структуру Объединенной авиастроительной корпорации.
Тендер на НИР под шифром «Тяга» предполагает разработку технологий и материалов, необходимых для изготовления двигателей.
Минпром в документах отмечает, что сейчас в России возможности изготовления кольцевых заготовок не «в полной мере обеспечены». Самолетостроению необходимы качественно иные, более мелкозернистые и однородные по всему сечению заготовки, в том числе, при применении новых материалов с повышенными прочностными характеристиками. Для решения этой задачи надо разработать технологию производства крупногабаритных кольцевых заготовок горячего изостатического прессования.
Для защиты деталей от коррозии применяют антифрикционные покрытия. Одними из самых распространенных покрытий являются материалы из Швейцарии. Но их поставка для производства двигателей «крайне затруднена». В связи с этим требуется разработать отечественный аналог.
Здесь предполагаемыми потребителями министерство считает предприятия, входящие в интегрированную структуру Объединенной двигателестроительной корпорации: ПАО «ОДК-Сатурн», АО «ОДК-Авиадвигатель», АО «ОДК-Пермские моторы», АО «ОДК-Климов», АО «ОДК-Сервис».
В документах на оба тендера приводятся американские и европейские материалы, которые требуется заменить. В ходе проведения работ должно быть обеспечено выполнение требований федерального закона «О коммерческой тайне».
Работы по обеим тендерам должны быть завершены 1 декабря 2027 года.
Андрей Рублев