Минобороны расторгло контракт на ремонт судов Черноморского флота из-за анонимных деталей
Министерство обороны расторгло госконтракт с московской «Компанией Энергоремонт» на ремонт и обслуживание дизелей судов Черноморского флота. Работы должны были быть выполнены еще в 2019 году, но исполнитель так и не предоставил в ведомство подтверждение того, что собирается использовать для ремонта дизелей сертифицированные заводские детали.
Решение о расторжении контракта 10 января 2024 года вынес Арбитражный суд Москвы. «Энергоремонт» после вступления решения суда в силу должен вернуть Минобороны аванс в размере 199 млн рублей, неустойку — 69,5 млн рублей, а также проценты за пользование полученными средствами — 56 млн рублей. На обжалование у «Энергоремонта» есть месяц.
До этого «Компания Энергоремонт» безуспешно пыталась через суд обязать Минобороны провести ремонт с теми деталями, которые были у нее в наличии. В частности, в декабре 2020 года «Энергоремонт» обратился с иском к Минобороны с требованием принять предложенные запчасти. Но в апреле 2021 года Арбитражный суд Москвы отказал предприятию. Аргументы: поставщики запчастей не соответствовали заявленным в госконтракте требованиям, у запчастей, закупленных «Энергоремонтом», не было сертификатов качества от завода-изготовителя. «Энергоремонт», в частности утверждал, что использует подшипники, произведенные ФСК «Ардис» (ныне — ООО «ПКФ Профподшипник»), в доказательство представил паспорт изделия. Но «Ардис» заявил, что не продавал их «Энергомремонту», а значит те, что хотел использовать «Энергоремонт», - контрафактные.
«Энергоремонт» предлагал провести исследование используемых им запчастей, чтобы доказать их качество, но суд заявил, что проведение химических анализов, механических и других испытаний невозможно, поскольку большинство запчастей не имеет идентификационных маркировок, в связи с чем придется подвергать анализам и испытаниям каждую деталь, после чего они не могут быть использованы по назначению.
«Компания Энергоремонт» в апелляции и в кассации пыталась все же обязать Минобороны принять запчасти, но суды оставили в силе решение первой инстанции.
Параллельно Минобороны взыскало с «Компании Энергоремонт» 16 млн рублей неустойки за просрочку исполнения госконтракта. После того, как это решение было оставлено в силе в апелляции и в кассации, Минобороны обратилось в суд уже за расторжением госконтракта.
Подозрительные запчасти, с помощью которых «Компания Энергоремонт» пыталась отремонтировать суда, стали основанием для возбуждения уголовного дела. В частности, «Коммерсантъ» сообщал в 2018 году, что начальник службы эксплуатации и ремонта кораблей Черноморского флота капитана первого ранга Евгений Гущин и тогдашний генеральный директор ООО «Компания Энергоремонт» Сергей Шипицын обвинялись в мошенничестве из-за попытки отремонтировать суда с использованием бывших в употреблении запасных частей.
Еще одна история с запчастями имела место при ремонте малого ракетного корабля «Зыбь» проекта 1234.1, находившегося в составе Балтийского флота. «Компания Энергоремонт» пыталась через суд обязать принять детали «33 судоремонтный завод». Тогда запчасти также не прошли входной контроль из-да отсутствия сертификата завода-изготовителя.
СПРАВКА
- Со
2 июня 2023 года в ООО «Компания Энергоремонт» введена процедура наблюдения. В
последний раз отчетность публиковалась по итогам 2021 года, выручка компании
тогда составила 135 млн рублей, убыток — 7,6 млн рублей.