Минобороны обвинило крупнейшего в России строителя военных кораблей в нерасторопности
Минобороны рекомендовало Кингисеппскому машиностроительному заводу (КМЗ) привлечь к административной ответственности руководителя архангельского центра судоремонта «Звездочка» за нарушение условий контрактов по гособоронзаказу.
Центр судоремонта «Звездочка» задолжал Кингисеппскому машиностроительному заводу 300 млн рублей по договорам, исполненным в 2021–2022 годах, пишет «Деловой Петербург».
«До настоящего времени цены государственных контрактов… не переведены в фиксированную из–за непредоставления АО «ЦС “Звездочка”»… отчетных документов… и несогласия АО «ЦС “Звездочка”» с заключениями по цене… В случае нарушения обязательств, указанных в… договоре… для привлечения одной из сторон к административной ответственности второй стороне необходимо обратиться в ФАС России…« — сказано в письме руководителя департамента по обеспечению гособоронзаказа Минобороны Вячеслава Рыженкова.
Письмо адресовано владельцу петербургского военно-промышленного холдинга «Кингисеппский машиностроительный завод» (КМЗ) Михаилу Даниленко и поступило в канцелярию холдинга в конце июля. Это ответ на жалобу, которую Даниленко направил министру обороны РФ Андрею Белоусову спустя 3 дня после его назначения, 17 мая 2024 года. Речь о контрактах, исполненных КМЗ в 2021–2022 годах и которые до сих пор не оплачены. Общая сумма задолженности — около 300 млн рублей, попытки добиться выплаты этих денег до смены руководства военного ведомства ни к чему не привели.
КМЗ неоднократно судился со «Звездочкой» и в прошлом году проиграл 10 арбитражных споров в Арбитражном суде Архангельской области. Всякий раз архангельской верфи удавалось убедить суд в своей правоте, основываясь на строчке в договоре, где написано: «Плата за фактически выполненные работы осуществляется не ранее поступления соответствующих денежных средств от… заказчика в рамках исполнения государственного оборонного заказа».
Участники рынка говорят, что эта фраза появилась в военных контрактах сравнительно недавно, но ранее подрядчикам удавалось убеждать суды, что полученных заказчиками денег от Минобороны по другим контрактам достаточно, чтобы рассчитаться с ними.
В письме, которое пришло в КМЗ в конце июля, глава департамента по обеспечению гособоронзаказа Вячеслав Рыженков пообещал расплатиться с КМЗ сразу после того, как Минобороны и «Звездочка» договорятся об окончательной цене соответствующих контрактов (в долгосрочных госконтрактах часто указывается предварительная цена, которая может меняться в зависимости от фактических затрат и инфляции).
Статья Кодекса об административных правонарушениях 14.55, по которой Вячеслав Рыженков рекомендовал Михаилу Даниленко добиваться привлечения представителей «Звездочки» к административной ответственности, описывает «нарушение должностным лицом головного исполнителя срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг), поставляемых по государственному оборонному заказу». Она предусматривает штраф от 50 тыс. до 100 тыс. рублей.
Владелец КМЗ сообщил, что пока не обращался в Федеральную антимонопольную службу для привлечения руководителей «Звездочки» к административной ответственности. По его словам, холдинг продолжает исполнять заказы «Звездочки», сумма которых ежегодно составляет около 500 млн рублей.
Топ–менеджер «Звездочки», просивший не называть себя, заявил: «Сейчас значительная часть наших документов, не согласованных министерством обороны, находится в суде. Мы считаем, что военные не правы на крупную сумму, в которую входит и наша задолженность Кингисеппскому машиностроительному заводу, а их замечания не совсем корректны. Суды сложные, там много документации, привлекаются экспертные организации. КМЗ однозначно получит свои деньги, даже если мы проиграем суды, но, думаю, этого не случится», — сказал представитель «Звездочки».
По данным портала «Электронное правосудие», на данный момент Арбитражный суд Москвы рассматривает семь споров по искам «Звездочки» к Минобороны всего на 620 млн рублей.
По мнению владельца и генерального директора ООО «Морские комплексные системы» (МКС) Павла Зубкова, ситуация, в которую попали КМЗ и «Звездочка», носит системный характер.
«Давно пора на законодательном уровне откорректировать систему ценообразования в госконтрактах в сфере гособоронзаказа. В нынешнем виде она часто превращается в многолетние тяжбы, потому что головных исполнителей не устраивают суммы, в которые военные оценивают выполненные ими работы. Результат — бесконечные арбитражные споры. Но у каждого такого головного исполнителя десятки, а порой и сотни подрядчиков, и для них ожидание, пока заказчик досудится с Минобороны и соответствующие судебные акты вступят в законную силу, может обернуться крахом. КМЗ — сильная компания, подрядчики помельче попросту такое не выдержат и обанкротятся, хотя добросовестно исполнили свои обязательства. Особенно важно понимать, что «Звездочка» — государственное предприятие, которое остается заложником ситуации. Ей нужно брать где–то деньги, чтобы платить зарплаты сотрудникам, налоги, а она еще и не может расплатиться с подрядчиками, пока не договорится с Минобороны», — говорит владелец МКС.
СПРАВКА
- ООО «Кингисеппский машиностроительный завод» зарегистрировано в мае 2013 года в Петербурге. По данным СПАРК, у компании единственный владелец — Михаил Даниленко, а уставный капитал составляет с 1 июля 2024 года 281,2 млн рублей. КМЗ входит в одноименный военно–промышленный холдинг, объединяющий около десятка компаний с суммарным оборотом за 2023 год примерно 8 млрд рублей (по данным компании). Основная продукция холдинга — дизельные силовые установки и катера специального назначения.
- АО «Центр судоремонта «Звездочка»» зарегистрировано в 1992 году в городе Северодвинске Архангельской области. Это одна из крупнейших судостроительных и судоремонтных верфей России, которая входит в состав государственной Объединенной судостроительной корпорации. Уставный капитал «Звездочки» составляет 167 млрд рублей. Компания ремонтирует и строит гражданские суда и военные корабли.