04 июня 2024 09:05
читать 3 минуты

Минэнерго: заправочные станции для водородных автомобилей субсидировать преждевременно

В России официально ни один серийный водородный автомобиль не продавался

Первую коммерческую водородную АЗС в Исландии открыли еще в 2003 году. Фото: zap-online.ru

В Минэнерго сомневаются, что в России будет достаточный спрос на заправки.

Минэкономики летом 2023 года сообщало правительству, что в стране требуется построить 50 заправок для водородных машин в 2026 году, следует из доклада Минфина. Минэкономики оценивало объем необходимого финансирования в 5,15 млрд руб., из которых 1,3 млрд руб.— средства федерального бюджета, а 3,8 млрд руб.— внебюджетные источники. Но Минфин указывал, что при рассмотрении вопроса необходимо проанализировать рынок водородных автомобилей. В Минфине комментарий не предоставили. 

В 2022 году, по данным SNE Research, в мире было продано 20,7 тыс. водородных автомобилей, а в 2023 году — 14,5 тыс. штук. Большинство проданных машин приходилось на Южную Корею. В России официально ни один серийный водородный автомобиль не продавался. Информации о заправках также крайне мало. В 2020 году в Подмосковье ученые из Института проблем химической физики РАН открыли первую в стране зарядную станцию для таких машин. В местных СМИ сообщалось, что станцию посетил владелец единственной на тот момент в РФ водородной Toyota Mirai. Эта модель — первый серийный автомобиль на водородных топливных элементах, хотя другие глобальные автоконцерны также развивали свои подобные проекты.

Директор аналитического направления центра «Энерджинет» Игорь Чаусов считает, что создавать инфраструктуру для водородного легкового транспорта бессмысленно, поскольку автомобили на водороде пока не могут конкурировать с электромобилями ни по цене, ни по стоимости обслуживания и топлива. Водородные заправки — дорогое решение, так как в них используется «буквально штучное» оборудование, рассчитанное на работу с очень высоким давлением, продолжает аналитик. Снизить стоимость, по его словам, позволит только переход к массовому производству.

Более перспективным направлением, особенно в холодном климате, Игорь Чаусов считает автобусы на водороде. По его словам, стоимость владения автобусным парком на водороде ниже, чем парком электробусов. Похожим образом устроена и экономика применения водорода на грузовиках и дорожной технике, добавляет эксперт. Потому, указывает он, в стране нужно развивать именно инфраструктуру водородных заправок для автобусов и спецтехники.

Теги:
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ: