02 февраля 2024 14:33
читать 13 минут

Минэнерго хочет обособить газовые турбины в борьбе за дешевое электричество

Министерство энергетики предлагает выделить газовые турбины в отдельную категорию отбора мощности. В результате конкуренция генерирующих компаний за такие турбины должна снизиться, а конкуренция среди производителей турбин напротив возрасти. Правда, газовые турбины делают в России только две компании.

Идеи Минэнерго

Министерство энергетики РФ предлагает выделить отбор мощности газовых турбин в отдельную категорию. Такое заявление сделал замглавы Минэнерго Павел Сниккарс в ходе заседания комитета Госдумы по энергетике 31 января 2024 года.

«Мы хотим рассмотреть возможность отдельно залпового отбора именно для газовых турбин. Залпового не в части объема в один год, а в именно с учетом производителей», - сказал Сниккарс, отметив, что производители призывают распределить заказ «в один-два-три года».

Замминистра отметил, что на сегодняшний день в России газовые турбины производят только Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) и «Силовые машины», поэтому важно, чтобы их контрагенты, компании-генераторы, не попали в монопольно зависимое положение.

Минэнерго хочет, чтобы объемы производства турбин стали такими, чтобы сохранялась конкуренция за покупателя. Сейчас, по словам, Сниккарса, стороны как раз пытаются найти «золотую середину».

В Минэнерго Mashnews пояснили, что речь идет об одном из вариантов изменения процедуры отбора проектов модернизации тепловых электростанций.

«О конкретных параметрах говорить рано», - говорят в министерстве.


Их только двое

30 лет в России газовые турбины большой мощности турбины не производили, а покупали у мировых лидеров - компаний Siemens и General Electric. Чуть больше года назад два российских предприятия — «Силовые машины» Алексея Мордашова и «ОДК-Сатурн» Ростеха  - заявили, что готовы к поставкам своих турбин заказчикам.

«Силовые машины» завершили сборку головного образца турбины ГТЭ-170 (мощность — 170 МВт) 26 декабря 2022 года. Проект организации производства газовых турбин (кроме ГТЭ-170 есть и турбина меньшей мощности - ГТЭ-65) на «Силовых машинах» реализуется при поддержке Минпромторга РФ. Общий объем инвестиций — 15 млрд рублей, из них 4,8 млрд рублей предоставляет федеральный бюджет.

Объединенная двигателестроительная корпорация Ростеха, в свою очередь, сообщила, что 18 января 2023 года закончила испытания газовой турбины ГТД-110М (мощность — 115 МВт).

Сделанная на «ОДК-Сатурн» в Рыбинске турбина ГТЭ-110 была изначально спроектирована на НПО «Машпроект» (Николаев, Украина). После распада СССР украинскую турбину передали на доработку в НПО «Сатурн». Там эту турбину много лет дорабатывали. Mashnews  рассказывал об этом.

«Ремонтировать турбины украинского производства («Мотор Сич» и «Заря-МашПроект» мы уже научились, но вот с турбинами от Siemens пока проблема, запчастей нет, - сказал Mashnews генеральный директор ООО «КМЗ-Турбогенерация» Олег Сидоров. - Реинжениринг «сименсовских» турбин - дело не одного года. Зато в Рыбинске уже проведен реинжиниринг турбины Hitachi, на ее базе с нуля будет построена турбина мощностью 2,5 МВт».

Конкуренция и цены

Сейчас российские потребители оказались в ситуации ограниченного выбора оборудования и сравнительно легко могут заказать газовые турбины только у ОДК или «Силовых машин», подтверждает завсектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев.

«При этом обе компании сейчас находятся на старте серийного производства, и объемы, предлагаемые рынку, невелики», - отмечает эксперт.

Сохраняется возможность приобрести турбины на внешних рынках, например, у иранской компании MAPNA, которая производит их по лицензии Siemens. Но риски непоставки или переноса сроков отгрузки турбины могут быть выше, чем для российских производителей. И российский регулятор может не признать форс-мажором такую непоставку, а это означает, что генерирующая компания не выполнит свои обязательства в рамках конкурсного отбора по вводу мощностей в срок, и ей придется выплатить штраф, который может достигать 10% от стоимости инвестпроекта.

«Поэтому, думаю, и Минэнерго, и российские генераторы будут склоняться в пользу выбора отечественного оборудования, так как в этом случае риски легче прогнозируются», - считает Кондратьев.

Что же касается выделения газовых турбин в отдельную категорию отбора мощности, эксперт ИЭФ указывает на риски, связанные с небольшим объемом предложения. Именно на снижение этих рисков и направлена инициатива Минэнерго.

По словам Кондратьева, нужно выстроить процесс так, чтобы был постоянный спрос на оборудование, и чтобы этот спрос не превышал предложение, а обеспечивал оптимальную загрузку мощностей производителей турбин. Тогда производители будут работать с хорошей маржинальностью, но не будут повышать цены.

«Именно этому должно способствовать выделение отбора мощностей газовых турбин в отдельный поток: этот сегмент рынка будет зарегулирован и не будет возникать излишняя конкуренция (имеется ввиду конкуренция генераторов за турбины – прим. ред.)», - поясняет Кондратьев.

«Каждый год будет отбираться то количество проектов, для которого гарантированно будет хватать оборудования. Тогда как при едином отборе мощности зачастую возникали ситуации, когда поставки оборудования задерживались» - говорит эксперт.

Новая модель должна создать для генерирующих компаний условия, в которых они не будут выстраиваться в очередь за оборудование, подбрасывая тем самым цены на него.

Высокая цена турбин транслируется в цену электроэнергии, дорогое оборудование на выходе может дать цену 1кВт установленной мощности на новой газовой электростанции в $1,5-2 тыс. и даже выше. Для сравнения, в таких странах СНГ как Азербайджан и Узбекистан (закупающих, кстати, импортное оборудование) 1 кВт установленной мощности на новых электростанциях стоит $700-800.

«Таким образом, инициатива Минэнерго, по итогу, направлена на снижение конечной цены электроэнергии для потребителя», - указывает Кондратьев.

В Ассоциации «Совет производителей энергии» Mashnews сказали, что предложение Минэнерго заслуживает внимания, так как позволит сформировать заказ для отечественного машиностроения на производство отечественных газотурбинных установок, что является сегодня однозначным приоритетом для отечественного энергомашиностроения.

«При этом мы однозначно поддерживаем позицию замглавы Минэнерго П.Н. Сниккарса о том, что «... мы не хотим максимально поставить в монопольно зависимое положение свои компании-энергетики»», - говорят в Ассоциации.

 

Что такое КОМ и КОММод

В России действуют две модели отбора мощности. Их цель - недопущение дефицита электроэнергии и стимулирование модернизации оборудования генерирующих компаний (апгрейд обходится недешево, и из-за низких цен на электроэнергию владельцам генерирующих мощностей зачастую просто невыгодно проводить модернизацию).

СПРАВКА

  • Электрическая мощность - гарантия производителя электроэнергии поддерживать определенный объем выработки. Плата за мощность компенсирует расходы генераторов на поддержание оборудование в готовности произвести необходимые объемы энергии по сигналу системного оператора. Цена мощности определяется в рамках КОМ.

Конкурентный отбор мощности (КОМ) предполагает, что плату за мощность получает наиболее эффективная генерация, а объекты, не прошедшие КОМ, могут только торговать электроэнергией, плату за мощность уже не получая.

На 2023 год в рамках КОМ были отобраны 133 единицы генерирующего оборудования с суммарной установленной мощностью 7,424 ГВт, размещенные на 56 электростанциях (сам отбор проходил еще в 2019 году). На 2024 год - 138 единиц совокупной мощностью 8,577 ГВт на 57 электростанциях.

Вторая модель – КОММод (конкурентный отбор мощности проектов модернизации) - нацелена на собственно модернизацию. В рамках отбора на 2022-2024 годы были одобрены 11 ГВт мощностей. Приоритет при отборе проектов предоставлялся модернизации старого оборудования, а не строительству новых объектов, и востребованным объектам генерации (более 40% дней в работе), чтобы не возникало простоя мощности из-за низкого спроса.

Проекты модернизации старых ТЭС, как поясняет «Коммерсант», окупаются за счет промышленности: оптовый энергорынок 15 лет после запуска объекта платит повышенные платежи за его мощность.

В этом году до 15 февраля предполагалось провести отбор КОМ на 2027 год, однако правительство сместило крайний срок на 1 августа.

КОММод на 2028 год должен был состояться до 1 апреля, но срок тоже перенесли на 1 ноября. Как поясняло Минэнерго, перенос сроков нужен «в целях учета всех принятых решений и документов стратегического планирования, а также появления большей определенности по производственным возможностям предприятий энергомашиностроения».

Собеседник Mashnews в Ассоциации «Совет производителей энергии» отметил, что Ассоциация рассматривает к обсуждению несколько вариантов структуры отбора КОММод 2028 -2031 с возможностью приоритезации отбора различных классов оборудования.

Программа модернизации мощности по конкурсному отбору на 2022 - 2026 гг.


2022 г.

2023 г.

2024 г.

2025 г.

2026 г.

Интер РАО, МВт

1064

1840

210

660

1180

Юнипро, МВт

830


830

830

830

Иркутскэнерго, МВт


325

410

260


ОГК-2, МВт

65


60

470


Мосэнерго, МВт



360

80


Энел Россия, МВт




320


ТГК-2, МВт




120


ТГК-1, МВт




100


ТГК-14, МВт




80


Квадра, МВт




30


Источник: conomy.ru

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ: