30 октября 2025 17:05
читать 9 минут

Миллионы цвета хаки: авиакомплекс им. Ильюшина потерял в Иваново деньги по госконтракту

ПАО «Ил» требует от 308 авиационного ремонтного завода вернуть остатки средств по госконтракту на обслуживание военно-транспортных самолетов, но денег пока так и не получил. Mashnews и эксперты выяснили обстоятельства и причины конфликтной ситуации.

Крылья Родины

ПАО «Ил» получил шанс на возврат средств по госзаказу от АО «308 авиаремонтный завод» из Иваново. Вернуть деньги за непроведенный ремонт транспортных самолетов авиастроительная корпорация пытается уже пять лет. 10 октября Арбитражный суд Московского округа встал на сторону ПАО «Ил».

В феврале 2020 года ПАО «Ил» и акционерное общество «308 авиаремонтный завод» (АО «308 АРЗ»), расположенное в городе Иваново, заключили государственный контракт на выполнение работ по сервисному обслуживанию и ремонту самолетов военно-транспортной авиации Министерства обороны. Заказчик перечислил исполнителю авансом более 614 млн рублей в расчете на полное и своевременное исполнение встречных обязательств по гособоронзаказу

Через несколько месяцев потребности в услугах пересчитали и по соглашению сторон цену госконтракта снизили на 244,3 млн рублей, которые авиаремонтный завод должен был вернуть в октябре 2020-го. Первая задержка случилась сразу: транш на 100 млн поступил с двухмесячным опозданием. А оставшаяся часть долга и вовсе не возвращена до сих пор, пять лет спустя.

ПАО «Ил» и АО «308 авиационный ремонтный завод» все эти годы взаимодействовали, обсуждали возможности урегулирования задолженности, сверяли цифры, но проблема не решилась. В итоге авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина потребовал свои деньги через суд. Решение первой судебной инстанции состоялось в феврале 2025: с АО «308 АРЗ» взыскали 144,3 млн рублей. Затем апелляционный суд добавил к этой сумме еще почти 42 млн в виде процентов за пользование чужими деньгами.

10 октября 2025 Арбитражный суд Московского округа отклонил кассационную жалобу АО «308 АРЗ», оставив в силе решения нижестоящих судов. Ивановский завод должен выплатить ПАО «Ил» 186,4 млн рублей задолженности, включая штрафные санкции и судебные расходы. Как убыточное оборонное предприятие, которое в ходе разбирательства ссылалось на хронически тяжелое материальное положение, будет справляться с этим долгом, пока не понятно. Эксперты говорят, что дело может дойти и до банкротства.

Аванс как мера поддержки

Особенностью этой истории является авансирование контракта, что стало распространенной практикой в стратегических и узкоспециализированных отраслях. Крупные госконтракты заключаются на условиях предоплаты, их минус в том, что, как правило, нет конкурирующих исполнителей. Это в том числе касается таких специфических сфер как авиастроение и авиасервис, где участников рынка можно сосчитать по пальцам.

«Позиция властей и уполномоченных госзаказчиков в условиях дороговизны кредитных средств сводится к тому, чтобы не усугублять экономическое положение исполнителей госконтрактов ростом долговой нагрузки. Поэтому по важнейшим заказам подрядчики получают опережающее финансирование. Авансирование обеспечивает их нормальную работу и гарантирует им оплату заказа, а главное требование к самому исполнителю – добросовестное исполнение обязательств, в том числе по возврату неотработанного аванса», – объясняет член Экспертного совета по развитию конкуренции в сфере государственных и муниципальных закупок и закупок госкорпораций Комитета по защите конкуренции Государственной думы РФ Дмитрий Тортев.

В рассматриваемом случае был заключен так называемый контракт за единицу, когда не нужно отыгрывать весь предполагаемый объем услуг и можно определить цену, например, одного технического обслуживания самолета, а далее выбирать предоплаченную сумму по потребности. Первоначально закладывался максимальный объем сервисных обязательств по обслуживанию бортов. И исполнителю, и заказчику было понятно, что невыбранную сумму нужно будет вернуть.

По гособоронзаказу действует особый порядок учета денежных средств, которые поступают на счета. Это «окрашенные» деньги, их можно использовать только по целевому назначению по каждому конкретному контракту. За движением средств на спецсчетах следит федеральное казначейство. Хотя в ситуации с ПАО «Ил» и «308 АРЗ» остаток аванса был израсходован получателем на другие цели, фискальные органы в этом деле себя никак не проявили. Этому может быть, и скорее всего есть, не известное общественности объяснение.

Меченые деньги

С одной стороны, в ходе разбирательства установлено, что на момент поступления требования ПАО «Ил» о возврате части аванса деньги на спецсчете АО «308 АРЗ» уже отсутствовали, то есть были потрачены не по целевому назначению. И в то же время в материалах дела отмечается: режим использования отдельного счета предусматривает возможность списывать денежные средства с такого счета на иные банковские счета, например, для уплаты налогов, на оплату коммуналки и вообще на все что угодно, не запрещенное ФЗ «О государственном оборонном заказе».

«Суд не расписывал, куда были потрачены деньги, а только разрешил вопрос о том, что ответчик должен вернуть долг в определенном размере. Добросовестность подлежит оценке в случае банкротства авиаремонтного завода, если он не вернет остаток аванса и начнется процедура банкротства. Тогда уже будет выясняться, куда делись деньги, если они ушли на нецелевые расходы, кто дал это распоряжение и почему средства не были возвращены», – комментирует заместитель руководителя департамента судебной защиты юридической компании «Золотое правило», руководитель банкротной практики Мария Сенчикова.

Сейчас нет доказательств, которые позволили бы безусловно говорить о том, что ответчик поступил недобросовестно, добавляет эксперт. Сам по себе невозврат долга не говорит о недобросовестности или каких-то злоупотреблениях.

С учетом особого статуса и узкой специализации АО «308 АРЗ» на военно-транспортной авиации, а также в связи с событиями после 24 февраля 2022 года, вполне может оказаться, что нецелевые расходы были сделаны в нужный момент и в критически важном направлении. Однако ПАО «Ил» от этого вряд ли станет легче: у него свои задачи государственного масштаба и соответствующие обязательства. Этот опыт показывает, что даже в случае заключения госконктрактов между аффилированными с государством участниками не помешает дополнительная независимая гарантия, особенно в условиях экономической и геополитической турбулентности.

Это простой и доступный инструмент, позволяющий быстро компенсировать потери, не дожидаясь судебных решений и их исполнения, которое может длиться годами. Чаще всего гарантами выступают банки, но ими могут быть любые организации, способные покрыть выплаты по гарантиям, – как связанные с должником, так и сторонние. В нашем случае нет ни независимой гарантии, ни залога, поэтому кредитору остается только один путь – получать исполнительный лист и ждать. Ожидание при этом может затянуться до бесконечности.

Теги:
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!