Миллиарды на «беспилотный» нацпроект рискуют улететь в никуда
Национальный проект по развитию беспилотных авиационных систем может не дать ожидаемых результатов, если на гражданские беспилотники не возникнет спрос. Его формированию мешает дороговизна аппаратов и проблемы с получением разрешения на их применение. А морскому и наземному беспилотному транспорту государство и вовсе почти не уделяет внимания. Об этом говорили на форуме «Российский промышленник».
В небесах
Емкость российского рынка гражданских беспилотников оценивается всего в 12 млрд рублей — то есть в 83 раза меньше, чем ожидает Владимир Путин. На встрече с представителями отрасли в апреле он заявил, что в ближайшие годы Россия выйдет на уровень производства дронов в объеме 1 трлн рублей в год.
Эксперты опасаются, что скорость развития беспилотных технологий в России будет далека от официально ожидаемой: слишком много барьеров на этом пути. Об основных рассказали участники сессии «Беспилотные технологии сегодня и завтра» в ходе открывшегося 28 ноября в Петербурге форума «Российский промышленник».
Прежде всего, развитие сдерживается санкциями и связанным с
ними дефицитом комплектующих и электроники. Отчасти вред от санкций
компенсируется господдержкой, однако ее получают почти исключительно воздушные
беспилотники, так как именно они используются в военных действиях.
СПРАВКА MASHNEWS:
- В проекте нового бюджета РФ на 2024 год с перспективой на 2025-й и 2026-й предусмотрено выделение 63,8 млрд рублей на нацпроект «Беспилотные авиационные системы». Это позволит выпускать по 11,6 тыс. аппаратов в год и нарастить долю отечественных беспилотных авиационных систем (БАС) до 42% (сейчас она составляет 20-25%), уверял на встрече с отраслевыми руководителями 17 ноября вице-премьер РФ Андрей Белоусов.
Из-за отсутствия необходимой беспилотной техники «Почта
России» приостановила проект с доставкой почты беспилотниками на Чукотке. Как сообщила
29 ноября ИА «Чукотка», управляющий дальневосточного макрорегиона «Почты России»
Александр Трындин заявил, что у «Почты России» нет дронов, которые заменили бы традиционные
виды доставки. «И в ближайшие несколько лет подобных технологий в стране не
появится», сказал он.
Ранее «Почта России» не раз заявляла о желании перейти на доставку почты беспилотниками в труднодоступных районах страны, поскольку это дешевле, чем использование авиации. Чукотка была выбрана пилотным проектом. Весной 2023 года аппарат Геоскан-401 перевез через Анадырский лиман несколько тестовых партий почты в рамках федерального проекта «Беспилотная аэродоставка грузов». По итогам экспериментальных полетов «Почта России» собиралась проложить по территории Чукотки около 20 маршрутов и доставлять до 245 тонн почты в год.
«По данным Ростеха, с той технической оснащенностью, теми характеристиками, параметрами и гарантией безопасности груза, беспилотники появятся в РФ где-то в течение полутора-двух лет. Как только появится что-то в виде технического решения, что можно протестировать, мы будем обязательно тестировать. Сегодня даже в опытную промышленную эксплуатацию нам поставить нечего», - заявил Александр Трындин.
На земле и на море
Беспилотные технологии в мире широко востребованы также на воде и на земле, и в России до начала СВО им тоже уделяли внимание. Например, проект «Автономное судовождение», который финансирует госкорпорация «ВЭБ.РФ», предусматривает строительство двух грузопассажирских паромов катамаранного типа стоимостью 3,5 млрд рублей для Сахалинской области и Приморского края. Соглашения о намерениях с заказчиками планировалось подписать до конца января 2024 года, в марте начать строить, через год вывести в коммерческую эксплуатацию.
Но теперь сроки сдвигаются, так как из-за санкций заказчикам не до морских беспилотников, рассказал на «Российском промышленнике» Максим Дузь, директор бизнес-блока ВЭБ.РФ. К тому же в России суда строят вдвое дольше и дороже, чем в Китае, что не добавляет проекту привлекательности.
У другого проекта госкорпорации — «Беспилотные логистические коридоры» — успехов больше: по трассе М-11 между Москвой и Петербургом уже курсируют автономные грузовики «КамАЗ». Но пока только в экспериментальном режиме и с отставанием от плановых показателей. Судя по паспорту проекта, предполагалось, что грузоперевозки в 2023 году составят 180 млн тоннокилометров. Движение было запущено только в июне, участвовавший в церемонии Андрей Белоусов обещал, что к концу года будет перевезено 50 тыс. тонн грузов, но пока объем достиг только 5,4 тыс. тонн.
«В последние пару лет технологический рынок венчурных инвестиций, которые востребованы в беспилотных проектах, существенно просел. Из России ушли крупные венчурные фонды, такие как Baring Vostok, практически полностью пропала бизнес-ангельская деятельность», — объясняет Максим Дузь проблемы беспилотной отрасли.
По оценкам ВЭБ.РФ, за последний год объем инвестиций в проекты ранних стадий сократился более чем в десять раз. Поскольку финансовая подпитка новых разработок важна именно на старте, то начинающие компании очень часто просто «не выходят из долины смерти», говорит Дузь. То есть не могут запустить проект в коммерческую эксплуатацию.
Заместить
объем выпадающих инвестиций призвана разработанная Минэкономразвития совместно
с ВЭБ.РФ программа «Инвестиции в технологических лидеров». В рамках программы
предполагаются инвестиции в создание технологических холдингов в наиболее
важных направлениях, ориентированные на развитие технологического суверенитета
РФ. Одним из таких направлений станут беспилотные технологии. Общий
утвержденный инвестиционный лимит программы составляет 50 млрд рублей, что совокупно
с привлекаемым софинансированием должно создать инвестиционный ресурс в объеме
не менее 100 млрд рублей.
«Змея ест себя за хвост»
Другая проблема: новые разработки — это риски, связанные с неудачами. А государство, ставшее главным источником поддержки, карает за убыточность проектов, которые оно финансировало. Такая схема сокращает общий объем разработок и число успешных стартапов.
Нацпроект как источник финансирования может оказаться неэффективным, предполагает Антон Никифоров, руководитель отдела беспилотных авиационных систем, АО «Почта России».
«Можно просто раздать отрасли те несколько миллиардов рублей, которые выделены на нацпроект. Через полгода-год эти деньги закончатся, все получатели разъедутся на новых автомобилях, но рынка не будет», — говорит он.
Чтобы запустить массовое производство и использование автономных транспортных систем, нужна комплексная государственная поддержка, причем не только финансовая, но и нормативная, считает он.
«Сегодня все проекты, которые добились успеха, сделали это в основном на собственные средства. Если государство хочет это развивать, то оно должно поддерживать беспилотные технологии, но пока не до конца понятны условия этой поддержки», — дополняет коллегу Глеб Бабинцев, гендиректор Ассоциации работодателей и предприятий индустрии беспилотных авиационных систем «Аэронекст».
В частности, по его словам, крайне затруднен вывод новых проектов на рынок, особенно для авиационных беспилотников. Это связано с проблемой испытаний: Воздушный кодекс РФ допускает эксплуатацию аппаратов только при наличии у них сертификатов летной годности, а они выдаются на основании эксплуатации. «Змея сама себя ест за хвост. Пока это нерасшиваемая проблема, хотя она актуальнейшая», — говорит Глеб Бабинцев.
Сама сертификация занимает минимум два года, в Росавиации лежат заявки, датированные 2016 годом, отмечает Бабинцев. При этом беспилотная техника быстро устаревает, потому что ей нужно быстро реагировать на потребности рынка. В результате потратив годы на сертификацию, производитель рискует предложить рынку уже невостребованную технику.
Эксплуатация дронов тоже очень затруднена, так как имеет множество ограничений. На большей части территории России полеты дронов запрещены. Получение разрешения на полет — очень длительный процесс. Но пользователю необходимо иметь возможность быстро запустить беспилотник, иначе использование этого аппарата в 95% случаев не будет иметь смысла. «Пиццу все хотят получить горячей, а не через три дня», — поясняет Глеб Бабинцев.
Чтобы использование отечественных беспилотных механизмов стало массовым, нужно создать стимулы для их производства, а также прозрачные и комфортные для бизнеса условия эксплуатации. Иначе не получится сформировать достаточный спрос на беспилотники в гражданской сфере, считают участники рынка.