Металлам грозит засуха. Из-за изменений климата добыча важных металлов может снизиться на 60-70%
Западные эксперты прогнозируют снижение мирового производства меди, кобальта, лития и алюминия. В результате изменений климата их добыча сократится на 60-70%. Российские эксперты, опрошенные Mashnews, не согласны – они считают, что производство этих металлов будет расти. Но климатические угрозы повысят расходы бизнеса.
Климатический удар
К 2050 году мировое производство меди, кобальта и лития сократится более чем на 70%, цинка, железа и алюминия - более чем на 60%. К такому выводу пришли эксперты международной аудиторско-консалтинговой компании PwC в своем отчете о климатических рисках, опубликованном 30 апреля.
Речь в первую очередь идет об учащающихся засухах, которые сейчас угрожают лишь 10% месторождений кобальта, меди и лития (а, например, алюминиевые проекты на сегодняшний день вообще в зону риска не попадают). Однако к 2050 году ситуация изменится. Эксперты PwC указывают, что засухи ограничат поступление воды на добывающие предприятия, а ее там приходится использовать много - так, добыча одной тонны лития требует двух миллионов литров воды. Кроме того, появляются риски теплового стресса для сотрудников предприятий.
Генеральный директор компании «КарбонЛаб» Михаил Юлкин заявил Mashnews, что в той или иной степени от климатических изменений пострадают все отрасли и уже сейчас нужно просчитывать, как адаптировать проекты к более сложным условиям, чем оснащать шахты (по возможности, их нужно делать закрытыми) и т.д.
«Это решаемая проблема, но затраты, безусловно, вырастут, - предупреждает эксперт. - Адаптация проектов должна стать рутиной. Кроме того, необходимы прогнозы сразу по нескольким климатическим сценариям, что позволит гибко реагировать на меняющуюся ситуацию».
При этом, по словам Юлкина, компании должны активно сокращать собственные выбросы, чтобы не усиливать нагрузку на климат.
«В противном случае с планами наращивания производства в будущем придется распрощаться», - предупреждает Юлкин.
Впрочем, эксперты PwC полагают, что добыча сократится даже если будут снижены выбросы. Но, по словам руководителя PwC по климату Эммы Кокс, в любом случае необходим диалог между правительствами и бизнесом. При хорошем раскладе они смогут трансформировать модели как производства, так и потребления, что снизит будущие риски.
А что в России?
В Алюминиевой Ассоциации (объединяет российских производителей алюминия) Mashnews сказали, что не видят каких-либо обстоятельств, которые могут ограничить производство алюминия в будущем. Наоборот, компании по всей производственной цепочке – от добычи руды до ее переработки в глинозем и выплавки первичного алюминия - постоянно инвестируют в развитие производства на принципах экологической и климатической устойчивости, повышение ресурсо- и энергоэффективности.
Климат, безусловно, оказывает влияние не только на добычу твердых полезных ископаемых, но и на многие сферы жизнедеятельности человека, говорит начальник дирекции анализа черной металлургии департамента по аналитике в металлургической отрасли Аналитического центра ТЭК Евгений Шубин.
«Однако каждое явление, каждое утверждение надо рассматривать со стороны не только рисков, но и возможностей», - указывает эксперт..
Шубин обращает внимание на то, что основным фактором, влияющим на сокращение добычи твердых полезных ископаемых в долгосрочной перспективе, по оценкам PwC, является вода, которая используется при добыче, обогащении и энергогенерации.
По словам эксперта, все это создает новые возможности, и ряд стран, в том числе при содействии российской науки, уже находят решения, отвечающие на эти вызовы. Так, в 2021 году под руководством Владимира Квинта, зав. кафедрой экономической и финансовой стратегии Московской школы экономики МГУ, была разработана и внедрена «Стратегия водоснабжения, водоотведения и водного баланса Республики Узбекистан на период до 2035 года и на более длительную перспективу».
«И до 2030 года Узбекистан планирует нарастить добычу меди в 3,5 раза, - подчеркивает Шубин. - Для повышения водного баланса можно строить межгосударственные водопроводы по аналогии с нефтегазопроводами».
При этом Шубин отмечает, что капитальные затраты, безусловно, вырастут. Однако прогноз по спросу на основные материалы для энергоперехода будет формировать устойчивую инвестиционную привлекательность.
Министерство промышленности и торговли не ответило на запрос Mashnews о климатических рисках. В Минприроды напомнили лишь, что президент РФ Владимир Путин поставил задачу добиться в России углеродной нейтральности до 2060 года. Для этого была разработана Стратегия социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года.
Без металлов не будет энергоперехода
В отчете PwC отмечается, что литий, кобальт и медь необходимы для производства оборудования и развития технологий «чистой» энергетики, в частности для производства электромобилей. В 2023 году спрос на эти металлы вырос на 30%.
FocusEconomics в своем мартовском обзоре отмечал, что главным фактором, влияющим на мировые цены на металлы, в долгосрочной перспективе будет именно энергопереход. В частности, цены на медь будут расти в течение ближайших 10 лет.
По оценкам Алюминиевой Ассоциации, главным драйвером потребления алюминия (а значит и его производства) также будет переход мировой экономики на «зеленые» рельсы и снижение нагрузки на климат.
Так, увеличение содержания алюминия в автомобилях снижает их вес, а значит уменьшает расход ископаемого топлива или пробег от одного заряда аккумулятора. А снижение веса строительных конструкций при сохранении их прочностных характеристик, устойчивость к коррозии и перерабатываемость – причина расширения использования алюминия в «зеленом» строительстве. Также рост потребления алюминия ожидается в «зеленой» энергетике и ряде других отраслей, например, в упаковочной индустрии.
По данным Международного института алюминия (МИА), мировое потребление этого металла для производства полуфабрикатов к 2050 году составит 175 млн тонн из которых 81 млн тон (46%) будет приходиться на первичный алюминий (т.е. получаемый путем электролиза из первичного сырья – оксида алюминия). Остальные 54% - это вторичный алюминий из переплавленного лома. Таким образом, МИА прогнозирует рост потребления первичного алюминия к 2050 году с нынешних 69 млн тонн на 20%. При этом общее потребление алюминия (вторичного и первичного) вырастет с нынешних 110 млн тонн на 60%.
«Упомянутые в отчете PwC металлы являются критически значимыми для энергетического перехода, и спрос на них будет расти, - говорит руководитель проекта департамента устойчивого развития АЦ ТЭК Сергей Никифоров. - ВИЭ, электромобили, системы накопления энергии и электрические сети являются основными «чистыми» технологиями, для которых необходимо высокое предложение».
Эксперт отмечает, что объем инвестиций в производство металлов в 2022 г. вырос на 30% - после 20% роста в 2021 г. Благодаря растущему спросу и высоким ценам объем рынка критически значимых металлов за последние пять лет удвоился и достиг $320 млрд, что примерно соответствует объему рынка добычи железной руды.