Металл в Калининградскую область везут медленно и дорого
Металлообработчики Калининградской области бьют тревогу: сроки поставки сырья с «большой земли» растут, за негабарит с предприятий стали требовать дополнительную плату. В ожидании отправки металлопрокат ржавеет в портах под открытым небом.
Фото: Росморпорт
Морской вопрос
О проблемах с поставкой грузов написал гендиректор калининградской компании «Инвестиционный металлургический союз», глава «Балтийского металлообрабатывающего кластера» (БМК) Олег Чернов. Позже он удалил запись со своей страницы ВКонтакте, но опубликовать ее успели многие СМИ - как Калининградской области, так и федеральные.
«Уже второй строительный сезон мы действительно пытаемся приспосабливаться к режиму островной экономики. И не могу сказать, что все получается. К сожалению, пока мы получили не действующий логистический механизм, а новых монополистов в лице наших морских экспедиторов», — написал Чернов.
Морская перевозка сухогрузами - по факту единственная функционирующая логистическая цепочка для калининградских металлообработчиков, указал он. «Металл порой ждет своей очереди на отгрузку по 3-4 недели. Всё это время металлопрокат и изделия лежат под открытым питерским небом. Сегодня при составлении договоров наши резиденты указывают сроки доставки не меньше 25-30 дней», - уточнил Чернов.
Условия хранения влияют на качество и сохранность грузов. «Хрупкая арматурная сетка после 1,5 месяцев ожидания может прийти деформированной и непригодной к реализации, - добавил он. - На попытки выставить претензии экспедиторы в ответ многозначительно намекают, что могут, в принципе, заполнить трюм другими товарами».
Руководитель Балтийского металлургического кластера в качестве примера привел калининградского производителя металлоконструкций «СТРИМ Проект» - эта компания, по данным Чернова, ежемесячно поставляет в порты 400-800 тонн металла и металлоконструкций, а суда вывозят лишь половину.
«Мы еще раз говорим, что »морской вопрос« в Калининграде не закрыт, а требует самого пристального внимания и огромных доработок. И без управления со стороны государства все эти процессы будут самонастраиваться еще очень долго — и удушающе дорого!», - заключил Олег Чернов.
СПРАВКА MASHNEWS:
Сейчас морские перевозки в Калининградскую область обеспечивают 20 судов (четыре железнодорожных парома, два парома для накатной техники, остальные – сухогрузы). Они работают на линиях, связывающих Калининград и Балтийск с Петербургом, Бронкой и Усть-Лугой. Время в пути составляет от 36 до 60 часов.
Правительство Калининградской области предпринимает усилия по увеличению количества паромов. В этом году оно обратилось в федеральные ведомства с просьбой передать области построенный на Амурском судостроительном заводе паром «Александр Деев». Это судно сахалинская администрация отказывалось принимать в эксплуатацию. Но в итоге конфликт разрешился – Сахалинская область не стала отказываться от парома. Тогда же калининградская компания «Балтикпорт» запросила у Амурского судостроительного завода возможность постройки двух новых грузопассажирских паромов. Паром проекта CNF11CPD (к которому относится «Александр Деев») стоит порядка 5 млрд рублей.
Фото: Росморпорт
Санкции виноваты
Значение грузовой морской линии в Калининградскую область неизмеримо выросло после того, как Литва летом 2022 года ограничила железнодорожный и автомобильный транзит. Этот путь был кратчайшим и самым выгодным. Местные СМИ в тематических лентах слово «блокада» применительно к Калининградской области пишут без кавычек.
Выступая на заседании правительства Калининградской области 7 сентября 2023 года уполномоченный по защите прав предпринимателей региона Светлана Нижегородова в качестве первой проблемы предпринимателей в 2022 году, назвала вопросы логистики и транспортной доступности. Не снизилась острота ситуации и в 2023 году.
Санкции никто не снимал и поэтому проблемы логистики остаются, рассказала MASHNEWS бизнес-омбудсмен.
«Когда у региона практически в одночасье отнимают автомобильный путь и отчасти блокируется железнодорожный, проблема быстро решиться не может. Для санкционных товаров основной путь – это море, здесь, конечно, остаются проблемы. Хотя ситуация уже лучше, чем год назад», - говорит она.
«У нас изначально, начиная с 2022 года, было две проблемы, связанные с морскими доставками. Первая – отсутствие необходимых паромных мощностей. Второе – стоимость морских перевозок. Что касается паромных мощностей, то, благодаря усилиям регионального правительства и пониманию на федеральном уровне, у нас вместо нескольких паромов в начале 2022 года сейчас уже около 20 судов. Это в 10 раз больше, чем было», - объясняет Нижегородова.
«Что касается стоимости, то, естественно, доставка морским транспортом априори дороже, чем наземным, - продолжает она. - И здесь работают субсидии. Мы их долго получали, решение принималось сложно. Был первый вариант, который несколько ограничивал наших предпринимателей в использовании этих субсидий. Потом несколько упростили порядок их получения и, можно сказать, они вот сейчас заработали. Соответственно, проблема количества паромов и стоимости перевозок отчасти решается. Но, естественно, не до конца, поскольку проблема сама по себе не простая».
Как «рабочую» охарактеризовал в разговоре с MASHNEWS текущую ситуацию в Калининградской области председатель комитета по транспорту и таможенной политике региональной Торгово-промышленной палаты, гендиректор компании «Карго Сервис» Сергей Заворотынский.
«Есть какие-то вопросы, есть какие-то проблемы. У кого-то лучше, у кого-то хуже. Когда работаешь, ты все равно сталкиваешься с какими-то вопросами. В том числе с ними сталкиваются и наши металлобработчики. Эти вещи есть. Проблемы в транспортной отрасли спровоцированы санкциями. Если мы на автомобиле проехать сейчас не можем, это же транспортная проблема? Возникла она из-за чего? Из-за санкций. Если у нас квотируется железная дорога, не мы же это придумали. Это санкции. Соответственно, есть вопросы. На море пошли почему? Потому что не можем проехать по земле», - объясняет Заворотынский.
Оценить, насколько потребности Калининградской области удовлетворены при помощи морского транспорта, это как попытаться вывести «среднюю температуру по больнице», - говорит он.
«Кто-то везет контейнер с грузом на миллиард, кто-то электронной коммерцией занимается, у него пакетики 20х20. А кто-то везет вагонами и целыми пароходами. Кто-то производитель, а кто-то получатель. Кто-то не может получить сырье, а кто-то вывезти готовую продукцию. У всех разные проблемы». Но, несомненно, нам жилось бы проще, если бы у нас была транспортная доступность, обеспеченная всеми видами транспорта, а не так, как это выглядит сегодня«, - поясняет Заворотынский.
Он считает, что через некоторое время «всё это хозяйство» «устаканится». «Морем в Калининград из Петербурга до СВО никто ничего особенно и не возил (если не считать железнодорожные паромы). Нужды такой не было. В этом смысле морское сообщение между Калининградом и Петербургом год с небольшим работает. Для кого-то это достаточный срок, чтобы перестроить логистические потоки, а для кого-то не очень», - комментирует он проблемы металлообработчиков.
Завод «Автотор» теперь работает с КНР / «Автотор»
Промпроизводство падает
В январе-июле 2023 года Калининградская область заняла последнее, 85 место среди регионов России по динамике промышленного производства. Снижение индекса промпроизводства относительно того же периода 2022 года составило 11,5 %. Это данные РИА Рейтинг.
В регионе существенное сокращение отметили в сфере обеспечения электроэнергией (минус 17,6%) и в обрабатывающем секторе (минус 11,6%).
В среднем по стране зафиксирован рост промпроизводства на 2,6 %, положительная динамика отмечена в 62 регионах.
Снижение индекса промпроизводства с транспортными проблемами связана, может быть, лишь отчасти, так как речь идет больше о санкциях, говорит Светлана Нижегородова.
«У нас очень крупные предприятия давали процент промышленного производства. Например, »Автотор« - а мы знаем, в какой ситуации наш автопром оказался после введения санкций. Но мы видим, что »Автотор« выходит на достаточно серьезные объемы выпуска с участием китайских партнеров. Поэтому, я думаю, мы скоро увидим некоторое улучшение статистики про промпроизводству. Но, если в целом, то, конечно, проблема логистики для нашей именно промышленности на данный момент одна из самых основных».
Фото Pixabay
Выход – в контейнерах
Проблема грузового транспортного сообщения Калининградской области с другими российскими регионами может быть решена переходом на перевозку контейнерами, сказал MASHNEWS управляющий партнер аналитического агентства «Инфра Проекты» Алексей Безбородов.
«Только тотальная контейнеризация и отмена всех таможенных процедур, которые существуют для каботажных операций, спасет эту ситуацию. Никаких других рецептов тут нет. При том, что таможенные процедуры и так, по логике вещей, должны быть отменены», - говорит он.
«Почему проблема не решается? Ну я же не губернатор Калининградской области. не руководитель »Ростеха« и других задействованных в этой ситуации структур. Пару раз я это губернатору говорил, но меня никто не слышит. Мало того, они знают, что это не сложно, что это сильно дешевле и так далее. Но никто этим не занимается и другим не разрешают. Рынок занят паромами, на них все, кому надо, зарабатывают. Собственно говоря, монополистическое управление государством логистикой Калининград – Санкт-Петербург через паромное сообщение и привело к росту цены. Везде, где есть монополист, всегда будет так. Тут удивляться нечему. Если бы всю эту историю сразу загнали бы в контейнеры, всем было бы счастье», - считает Безбородов.
А железная дорога предприятиям Калининградской области - не помощница, дополняет он: «У нас есть »любимая« всеми Литва. Тут, естественно, ничего не изменится, и ничего не поделаешь. С ними нельзя договариваться, им нельзя верить. Они кинут в любой момент. Они кидали в мирное время. Сейчас-то и подавно».
Надежда на субсидии
Правительство России намерено значительно урезать субсидирование тарифов морской доставки грузов в Калининградскую область и обратно в 2024 году. Но в областном правительстве уверены, что сумма в 1,8 млрд рублей не окончательная и, если ее «выберут», то субсидию увеличат.
Изначально правительство РФ на 2023 год выделило на субсидирование Калининградской области 3,8 млрд рублей, но затем, сумму уменьшили на 2 млрд рублей. Губернатор региона Антон Алиханов считает, что Минтранс России восстановит снятые средства.
«Я очень надеюсь, что это такой бюджетный бюрократизм, потому что нам изначально было выделено достаточное количество субсидий. Но они были не в полной мере потрачены из-за сложности того самого постановления о субсидировании - субсидии нашим предпринимателям было сложно освоить. Сейчас процесс упростился, но в бюджет заложили очень осторожную сумму. Я надеюсь, что при понимании положения региона и того, что оно не изменится в ближайшее время, субсидии будут доведены до суммы, которая фактически нужна нашему бизнесу для перевозки хотя бы санкционных товаров», - говорит калининградский бизнес-омбудсмен Светлана Нижегородова.