11 июля 2024 10:55
читать 7 минут

Медный переезд. «Норникель» готов перенести производство меди в Китай

China Copper и «Норникель» ведут переговоры о создании совместного предприятия, благодаря которому российская компания сможет перенести свои медеплавильные мощности на территорию КНР. Если «переезд» состоится, это станет первым случаем переноса российских активов с того момента, как США и Великобритания закрыли российской меди доступ на биржи металлов. Эксперты полагают, что цели «Норникеля» не сводятся к попытке выхода на западные рынки через Китай.

Потанин говорил

«Норникель» сможет перенести производство меди на территорию Китая, если его переговоры с China Copper о создании совместного предприятия завершатся успехом. О переговорах сообщает агентство Reuters со ссылкой на свои источники. China Copper  - дочерняя компания производителя алюминия Chinalco, который подконтролен правительству КНР и уполномочен принимать решения по проектам с участием иностранных партнеров.

В апреле 2024 года президент и совладелец ГМК «Норникель» Владимир Потанин в интервью агентству «Интерфакс» уже говорил о планах по переносу медеплавильных мощностей компании в Китай. Причем, по словам Потанина, в первую очередь такие планы были вызваны именно западными ограничениями.

«Проект позволит нам уйти от больших потерь, которые вызваны имеющимися сейчас трудностями с расчетами, отказами от поставок, скидками на наш металл, созданием товарных запасов», - сказал Потанин.

Впрочем, собственно «Норникель» как компания в санкционные списки внесен не был, речь шла о запрете на покупку российских меди, никеля и алюминия на биржах, введенном США и Великобританией в апреле 2024 года. На фоне этого запрета европейские контрагенты сами начали отказываться от покупки металлов из РФ (именно этот вариант принято называть «самосанкциями»).

В апреле Потанин говорил, что как раз давление Штатов и Британии заставило «Норникель» искать альтернативные пути выхода на конечного потребителя.

 

Китай - как альтернатива Европе и риски глобального дефицита

С одной стороны, медь, произведенная в КНР из российского сырья, может поставляться на западные рынки, формально не подпадая под ограничения: она будет уже «китайской». Но с другой - экспорт российской товарной меди в Китай существенно вырос еще почти два года назад, после того, как Лондонская биржа металлов (LME) 5 октября 2022 года запретила хранение меди Уральской горно-металлургической компании (УГМК) на своих сертифицированных складах.

При этом именно Китай является крупнейшим мировым потребителем меди (более 50% мирового потребления). Медь - один из ключевых элементов «зеленой» энергетики, которую как раз активно развивает КНР.

«В случае создания СП с «Норникелем» Китай получает производство меди под собственный рынок», - говорит экономист Александр Разуваев.

«КНР обеспечит себя поставками меди в преддверии долгосрочного роста спроса на этот металл и потенциального дефицита предложения в будущем», - отмечает старший аналитик «БКС Мир Инвестиций» Дмитрий Казаков.

Эксперт указывает, что производство меди имеет одни из самых длинных сроков ввода новых мощностей (13-17 лет), а глобальный переход на «зеленую» экономику в ближайшие десятилетия еще больше поднимет спрос на медь, необходимую для этого перехода.

Дефицит меди уже «на пороге». По оценке General Invest, в 2023 году мировая добыча этого металла составила 22 млн тонн при спросе в 26 млн тонн. А к 2035 году спрос на медь вырастет вдвое, тогда как дефицит достигнет уже 10 млн тонн. Причем 42% глобального спроса к этому времени будут обеспечивать «зеленые» проекты.

В этом аспекте перенесение медеплавильных мощностей «Норникеля» в Китай заставляет задуматься: хватит ли меди самой России? Дмитрий Казаков уверен, что без меди Россия не останется. Эксперт напоминает, что РФ, во-первых, потребляет не так много этого металла (300-400 тыс. тонн - прим. ред.), а во-вторых, есть игроки кроме «Норникеля», - такие как УГМК или Удоканский проект, - полностью закрывающие потребности России в меди.

 

Китайские риски

Однако мотивация «Норникеля» может заключаться не только и не столько в выходе на китайский рынок, или в выходе на западные рынки через КНР. Эксперты полагают, что главной причиной могут быть экологические вопросы.

«После разлива дизельного топлива в 2020 году «Норникель» пытался максимально улучшить свое «экологическое» реноме в России, в том числе за счет активного развития ESG-программы, которая подразумевала как раз перевод медеплавильных мощностей, - рассказывает Александр Разуваев. - Изначально планировалось, что они «переедут» в Финляндию, но после 2022 года это стало невозможным. Рассматривались также Иран и Индия, однако Китай очевидно логистически удобнее - в первую очередь с точки зрения поставок сырья».

Дмитрий Казаков отмечает, что перевод медеплавильных мощностей в Китай дает «Норникелю» экономию на экологической программе: в Китае проект компании по снижению выбросов обойдется дешевле - за счет более доступных технологий и оборудования для снижения этих выбросов.

Научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев говорит, что Китай отнюдь не ставит самоцелью ESG-повестку - но создает все условия, чтобы мировые производители под давлением «зеленого» лобби шли именно в КНР.

«Но это означает, что основную прибыль от переработки будет получать именно Китай, - говорит эксперт.  - Самый ценный продукт - это продукт последнего передела. В итоге может получиться так, что, получая российское сырье для производства меди, Китай, с использованием этой меди, будет производить продукты высокой переработки (например, электронику) и продавать России же - уже за совсем другие деньги».
Теги:
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ: