17 ноября 2023 14:16
читать 9 минут

Малый бизнес спасает крупные заводы от китайской экспансии

Российские промышленные гиганты, из-за санкций лишившиеся зарубежных поставщиков, вынуждены привлекать отечественный малый и средний бизнес. Кооперация пока идет медленно: крупные компании задерживают платежи, плохо информируют о закупках. В результате есть риск китайского захвата рынка.

Санкционный разворот

До введения антироссийских санкций большинство крупных производств в РФ были завязаны на зарубежное партнерство, констатировали участники открывшегося 15 ноября в Уфе Российского промышленного форума. Предприятия закупали иностранное оборудование, технологии, поэтому техподдержку и сервисное обслуживание также обеспечивали зарубежные фирмы или их российские «дочки» и представительства.

«Для российских компаний были фактически закрыты целые отрасли: это автомобилестроение, тяжелое машиностроение, оборонно-промышленный комплекс был лишь частично доступным», — перечисляет Марат Закиров, директор ООО «Индукционные машины» (специализируется на индукционном оборудовании и станках).

Например, один из крупнейших мировых производителей металлообрабатывающих станков, японская Toyoda, обеспечивала оборудованием и сервисом российский автозавод Toyota. Лицензиаром технологии для установки замедленного коксования на Омском НПЗ компании «Газпром нефть» (проект завершен в 2021 году, инвестиции около 60 млрд рублей) была американская Foster Wheeler. Это во многом определило выбор оборудования и комплектующих для проекта.

После введения санкций одни партнеры ушли из России, разорвав контракты с местными предприятиями, в других случаях их работа резко осложнилась. Так, производитель литейных печей ООО «Тахтех-Рус» продолжает сотрудничать с чешским соучредителем Таснтесн s.r.o., но «втихаря», признавался нынешней весной директор ООО «Тахтех-Рус» Вячеслав Коробейников.

В прошлом году, сразу после введения санкций, большинство российских предприятий оказались в растерянности, не все смогли быстро найти замену ушедшим иностранным партнерам. Теперь многие считают случившееся благом, особенно это касается малых и средних предприятий (МСП), услуги которых внезапно оказались востребованными.

«Хорошо, что пришли санкции. Раньше, когда мы стучались в двери наших крупняков, то нам говорили, что у них есть западные технологии и продукция. Теперь все повернулось: крупный бизнес приходит к «малышам» и говорит: сделайте нам то, чего мы не можем купить», — рассказывает Александр Шельдяев, заместитель премьер-министра Башкортостана — министр промышленности, энергетики и инноваций.

Малый бизнес более мобилен, чем крупные компании, он оперативнее реагирует на меняющиеся условия, поэтому во многих случаях с ним предпочтительнее работать, согласен Сергей Гурин, председатель правления — гендиректор АО «Башкирская электросетевая компания».

«У крупного бизнеса мы постоянно сталкиваемся со срывами работ. В том числе и потому, что он очень неповоротливый», — добавляет он.

По его мнению, сейчас большие заводы обрастают малыми предприятиями, которые готовы быстро наладить производство и поставки нужных комплектующих и материалов.

Остановленная линия - жуткое зрелище

Для многих отечественных гигантов машиностроения привлечение МСП в буквальном смысле означает спасение, уверены эксперты. Например, такая ситуация сложилась в автопроме. Иностранные компании, которые обслуживали производственные линии, ушли, и работа автозаводов оказалась под угрозой.

«Я был недавно на «АвтоВАзе», честно скажу: жуткое зрелище — видеть эти остановленные производственные линии. Это, конечно, страшно. Ушел Renault (до мая 2022 года французский концерн Renault владел 67,61% «АвтоВАЗа», этот пакет он за 1 рубль передал государственному НАМИ. — прим. ред.), остановил производственные линии, поддержки нет», — описывает проблему Марат Закиров.

Кроме того, «АвтоВАЗу» приходится менять конструкцию изделий, значит, нужно модернизировать производственные линии. Раньше планировалось, что это сделают европейские партнеры, теперь приходится рассчитывать на себя, а «компетенций, которые для этого нужны, в России просто нет», говорит Закиров. Его предприятие уже начало работу над проектом модернизации линии закалки обода маховика для «АвтоВАЗа».

Крупные заказчики с недоверием относятся к МСП, признает Марат Закиров. Например, концерн «УралАЗ», где «идет глобальная замена станочного парка», предварительно провел аудит исполнителя «со всех сторон», потому что «они к себе никого не пускают». В результате было принято положительное решение, и «Индукционные машины» разработали для концерна комплекс оборудования для закалки и отпуска деталей коробки передач автомобилей «Урал». Установка этого оборудования позволит уменьшить долю ручного труда на этой операции и повысить стабильность качества закалки, рассказал Закиров.

Заводы теперь охотнее налаживают контакты и с отечественными производителями средств для сервиса станков и оборудования, отмечает Михаил Хромых, директор ГК «Глобал индастри». Эта компания начинала как дистрибутор смазочно-охлаждающих жидкостей (СОЖ) Kluthe, BASF и других зарубежных фирм. В 2022 году она запустила собственное производство СОЖ и предлагает промышленникам комплексный сервис оборудования.

«После февраля 2022 года к нам пришли сотрудники из BASF и Kluthe, принеся опыт и знания, полученные в этих крупных компаниях», — говорит Михаил Хромых.

Нужно опередить Китай

Многолетняя закрытость промышленных гигантов и ориентированность их на узкий круг поставщиков породили множество проблем, которые сейчас мешают наладить кооперацию. Например, с закупками. Раньше у заказчиков не было необходимости широко оповещать об этом рынок, и у них нет опыта эффективной организации закупок.

«Мы искренне считаем, что мы разместили объявление о закупке, а на самом деле о ней никто не знает», — констатирует Сергей Гурин.

Взаимоотношения с крупными партнерами сложны для малых предприятий: им не хватает оборотных средств для выполнения заказов, часто нет квалифицированных юристов, помогающих добиваться оплаты по контрактам («крупный бизнес старается не платить», это его особенность, признает Гурин). Выход — в создании кластеров.

Сейчас в России действует 53 промышленных кластера, в состав которых входит более 650 предприятий, подсчитали в Ассоциации кластеров, технопарков и ОЭЗ России. Кластеризация помогает наладить связи между заказчиками и исполнителями, для участников действуют различные меры господдержки. Это повышает эффективность кооперации. По данным ассоциации, на каждый бюджетный рубль в кластерах приходится 6 рублей внебюджетных инвестиций.

Темпы вовлечения малого и среднего бизнеса в кооперацию с крупными предприятиями пока недостаточны, считают участники рынка. Государству и промышленным гигантам нужно больше внимания обращать на МСП.

«Если мы сейчас не заберем наш рынок, то это сделает Китай», — резюмирует Марат Закиров.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Cпециальный корреспондент
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!