23 сентября 2025 17:45
читать 8 минут

Маломерные суда переходят на отечественное. Беспилотные технологии уже есть

Проблемы строительства маломерных судов обсудили в Петербурге на конференции «Малотоннажное судостроение России». Ее участники снова вспомнили о проблемах импортозамещения и нехватке отечественного судового оборудования — в первую очередь двигателей.

Конференция «Малотоннажное судостроение России» прошла 22 сентября в рамках выставки «Нева-2025». Она была организована военно-промышленным комплексом «Кингисеппский машиностроительный завод» (КМЗ) и информационно-издательской компанией «Морской Петербург» при поддержке Кластера малотоннажного судостроения.

Покупай российское!

Международный рынок маломерных судов упал, и сейчас находится в очень сложной ситуации, отметила руководитель Центра маломерного и малотоннажного судостроения Анастасия Кобзева. При этом, по ее словам, в России есть шансы на его возрождение — представители возрастной категории 50+ все больше привлекает внутренний водный туризм. «Если вы смотрите на показатели 2020-2021 года, то это стабильный рост на 10-15%», — уточнила Кобзева.

В 2023 год, по данным агентства «Портньюс», в России было зарегистрировано 1,555 млн маломерных судов, находящихся на учете в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС). В 2018 году их было 1,519 млн, таким образом, наблюдается рост общего количества маломерных судов.

Российское Классификационное Общество (РКО) занимается учетом судов, занятых в коммерческой деятельности. Сейчас на учете в РКО состоит 21963 судов и плавучих объектов, рассказал на конференции начальник корпусного отдела РКО Илья Гуляев. Из них судов до 24 метров — 8504 единиц, маломерных судов — 6466 (средний возраст — 28 лет), прогулочных судов — 279 (средний возраст — 44 года), спортивных парусных судов — 11 (средний возраст — 28 лет).

По слова Гуляева, малотоннажный флот по технической сложности и особенностям технических решений зачастую превосходит крупнотоннажный. «Это касается не только технических средств, но и конструкции корпуса, принципов обеспечения мореходных качеств, остойчивости, непотопляемости», — пояснил Гуляев, добавив, что с 2000 года за 25 лет была построена всего 2801 единица судов.

Маломерные суда нужны государственным органам — особенно в Петербурге (для обеспечения безопасности, патрулировании акваторий, спасения при авариях и тушении пожаров), отметил первый заместитель директора СПб ГКУ «Агентство внешнего транспорта» Дмитрий Куклин.

«Реки и каналы у нас разные: Нева обладает большой скоростью течения, а Фонтанка и Мойка имеют очень низкие надводные габариты мостов. Соответственно, для патрульных катеров формируются специфические требования: от высоты надводного габарита до остойчивости», — подчеркнул Куклин.

Он добавил, что жесткие требования есть и по и отечественному происхождению катеров. Городские власти могут заказывать суда только при условии их наличия в Реестре российской промышленной продукции, который подразумевает, что на 80% катер должен быть построен из произведенных в РФ комплектующих. Не всегда катера дотягивают до этой планки, и в основном причиной оказывается иностранный двигатель.

В ближайшее время, по словам Куклина, Петербург закажет три катера на сумму в 80 млн рублей. Деньги на эти цели уже заложили в бюджет.

К слову, проблему двигателей после выступлений каждого из спикеров затрагивал заместитель директора по маркетингу Алтайского завода дизельных агрегатов Андрей Доброхотов. Он акцентировал внимание на том, что российские заказчики маломерных судов покупают корейские, китайские, немецкие двигатели, игнорируя отечественных производителей такого оборудования, хотя разработки в этом направлении в стране есть.


Катер от компании Marine Pro Boats (базируется в Ломоносовском районе Ленобласти). Фото: Дмитрий Матвеев / Mashnews

Кластер уже есть

Военно-промышленный холдинг «Кингисеппский машиностроительный завод» (КМЗ), занимающийся изготовлением катеров, определил пул проектов, которые пользуются спросом у государственных заказчиков и специальных организаций, отметил заместитель директора департамента маломерного судостроения предприятия Сергей Миркин.

«Этот перечень продолжает расти. Недавно мы заключили контракт на производство аэробота — судна, которое имеет возможность эксплуатироваться круглогодично. КМЗ сейчас начинает удовлетворять потребность рынка в судах подобного класса. Проектная работа производится по лицензионному договору», — подчеркнул Миркин.

Он рассказал и о разработке маломерного судна-нефтесборщика водоизмещением до 19 тонн. Особенно востребованным такое решение должны быть в пограничных акваториях, где требуется хорошая маневренность.

Санкции ограничили возможности ввоза в Россию не только готовых катеров, но и оборудования, добавил Миркин. У многих судостроителей возникла проблема — в случаях, если проектом на судах-носителях были предусмотрены четко ограниченные пространства для установки катера. Раньше под это пространство закупали импортные лодки, а теперь обращаются в КМЗ с просьбой о постройке подходящих катеров.

«Созданное на базе нашего предприятия конструкторское бюро сейчас как раз занимается такими наработками», — подчеркнул Миркин.

В 2025 году КМЗ зарегистрировал Межрегиональный промышленный кластер малотоннажного судостроения. В его состав вошли шесть предприятий — Кингисеппский машиностроительный завод, «Дизельзипсервис», Ленинградский завод точного машиностроения, «Северное море», «ДЗС-Снабжение» и «Кировская кузница». Седьмым предприятием, которое координирует действия остальных участников, стало ООО «КМЗ-Инжиниринг». Кластер должен расширить возможности производства больших серий катеров.

«Участники кластера сфокусировались на импортозамещении, и по этой причине получают большие преференции от государства», — пояснил Миркин.

Пульт судоводителя для рыболовецкого судна (фото со стенда ОСК на выставке «Нева 2025»). Фото: Дмитрий Матвеев / Mashnews

Беспилотные технологии

В малом судостроении активно занимаются беспилотными технологиями, рассказал директор по коммерческим вопросам ЦНИИ «Курс» Даниил Коновалов. По его словам, есть три области, где ведутся разработки — частичная автономность, полное дистанционное управление и полное автоматическое управление.

Проблемой при использовании беспилотных плавсредств является наличие связи. Так, Заполярье до сих пор не охвачено даже спутниковой связью. В ЦНИИ «Курс» надеются на проект низкоорбитальной спутниковой группировки от компании «Бюро 1440» (входит в «ИКС Холдинг»), который в случае успешной реализации поможет развитию беспилотных технологий.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!