МАК признал дроны. Первое в истории России официальное расследование крушения беспилотника
Международный авиационный комитет завершил расследование крушения беспилотного вертолета. Такое расследование МАК проводил впервые. Эксперты считают это шагом к полноценному признанию беспилотников, а выводы наводят на мысль, что беспилотной отрасли нужны руководители другого уровня.

Упал в воду
Международный авиационный комитет (МАК) 25 июня 2025 года завершил первое в своей практике расследование крушения беспилотника вертолетного типа. Длилась эта работа почти год и вылилась в 92-страничный отчет (имеется в распоряжении Mashnews).
Беспилотник ТРН-01, принадлежащий ООО «Аэромакс» (разработан АО НПП «Стрела»), в июле 2024 года упал в Ханты-Мансийском автономном округе. Беспилотник запускали в рамках экспериментального правового режима (ЭПР), борт доставлял почту. Задачей было отвезти груз и вернуться, все в автоматическом режиме.
По мере удаления от стартовой точки маршрута БЛА начал терять связь. Первый раз на расстоянии 2,5 километра на четыре секунды, что некритично. В случае с этим беспилотником потеря связи менее, чем на минуту, не считается отказом оборудования или критической ситуацией. Но, чем дальше от стартовой точки, тем дольше были обрывы.
Когда БЛА преодолел 20 километров, потеря связи составляла от двух до трех минут. На расстоянии в 45 километров она пропала совсем. Операторы попытались переключить наземные станции – рассчитывали, что если стартовая не ловит сигнал, то поймает финальная. Но не сработало. Оказалось, не был отлажен механизм переключения с одной станции на другую в режиме потери телеметрии.
В итоге беспилотник упал в воду, не долетев пять километров до посадочной площадки. Повреждения комитет назвал «существенными». Так как экипаж был внешний и находился в 15 километрах от борта, обошлось без жертв.
Тот самый беспилотник ТРН-01. Источник: отчет МАК
Упавший в воду БПЛА. Фото из расследования МАК
Основная версия критической ошибки. Источник: отчет МАК
Ошибки в ПО
Вывод комитет сделал следующий:
- Авиационное происшествие с БВС вертолетного типа ТРН-01 RA-173ЕР произошло при выполнении полета днем, в визуальных метеорологических условиях, наиболее вероятно, вследствие ошибок в программном обеспечении (прошивке) вычислителя пилотажного при установлении связи с пультом РДУ (ручное дистанционное управление – прим. ред.) после его включения внешним пилотом, при активированном автоматическом управлении дроссельной заслонкой. Комиссия отмечает, что в РЛЭ (руководство по летной эксплуатации – прим. ред.) отсутствует регламентация действий ВП (внешний пилот – прим. ред.) с пультом РДУ в особых (аварийных) ситуациях в полете.
Проще говоря, пилоты не знали, что делать в такой ситуации. На борту не было предусмотрено автоматического механизма передачи управления от одной станции связи к другой при утрате сигнала. Это привело к «зависанию» управления: ТНСУ-1 (технологическая наземная станция управления) не могла управлять, а ТНСУ-2 не имела права перехватить управление — в системе не было предусмотрено подтверждения смены контроллера без телеметрии. В результате аппарат летел автономно, но без ясного сценария возврата или аварийной посадки.
МАК рекомендовал всем разработчикам и эксплуатантам ознакомиться с отчетом и учесть изложенные в нем выводы.
«Целью расследования данного авиационного происшествия является обеспечение безопасного функционирования беспилотной авиации, учитывая ее активное развитие и широкое применение в различных сферах», - сказал председатель МАК Олег Сторчевой.
Сейчас комитет расследует еще два крушения беспилотников ТРН-01. При этом эти крушения не уникальные. Кроме того, вероятно, количество аварий больше, чем заявлено в официальной статистике. Mashnews от источников известно, что в ряде случаев уникальные номера упавших во время испытаний беспилотников присваивались другим. Таким образом неудачи скрываются.
Другие аварии с БАС ТРН-01
Создавался для других целей
Неудачные полеты беспилотников теперь официально расследуются МАК – это эксперты считают большим шагом вперед к внедрению беспилотных систем в экономическую жизнь страны.
«Факт первого расследования МАК инцидента с беспилотным воздушным судном подтверждает начало нового этапа развития беспилотного транспорта в России, и это определяющий этап на пути перехода от экспериментов к полноценному внедрению беспилотной гражданской авиации в экономику страны. Авиадрон больше не игрушка или развлечение, не разработка для демонстраций технологического развития, а полноценный и равноправный участник перевозок в воздушном пространстве», - говорит директор проектов по авиации АО «ГЛОНАСС» Сергей Кукарев.
Для интеграции БАС и получения объективных данных о работе беспилотников необходима система идентификации беспилотного транспорта, доверенная для государства, полагает Кукарев. «Помимо этого, для трекинга на территории всей страны необходимы гибридные сети связи. Внедрение этих элементов в совокупности с решением вопросов киберзащиты — безальтернативный сценарий реального внедрения беспилотников, открытия неба сначала в выделенных геозонах и далее повсеместно», - говорит он.
По словам Сергея Кукарева, на основе госинформсистемы «ЭРА-ГЛОНАСС» уже создается единая система идентификации беспилотного транспорта, позволяющая, в частности, видеть в онлайн-режиме соблюдение маршрутов гражданскими авиабеспилотниками.
Выводы, к которым пришел МАК, говорят о том, что в области разработок в сфере БАС России нужны перемены, считает основатель сервиса безопасности полетов и сертификации RunAvia для беспилотных и легких ВС Андрей Патраков.
«Это первое официальное расследование авиационного происшествия с беспилотным воздушным судном весом более 30 кг. При этом, по неофициальной информации, первые авиационные происшествия произошли еще в первый год действия ЭПР Почты России в 2022 году. Они так же были в основном с беспилотниками компании «Аэромакс». Одной из основных причин этих происшествий была низкая надежность беспилотников вертолетного типа SH-350. Дело в том, что SH-350 был сделан на базе опытного образца имитатора воздушной цели КБЛА ИВЦ разработки КБ «Стрела», он создавался для тренировки ПВО. Расчетный ресурс у этого имитатора воздушной цели был всего несколько десятков летных часов. Но «росчерком пера на бумаге» ресурс этих имитаторов воздушных целей был завышен почти на порядок и таким чудесным образом появилась первая версия беспилотника SH-350 почти без изменений в конструкции. Можно обмануть всех, включая себя самого, но физику не обманешь. Когда SH-350 начали летать в ЭПР «Почты России», то за пределами реального ресурса в летных часах имитатора воздушной цели, они начали отказывать в воздухе, и у «Аэромакса» парк беспилотников этого типа терпел крушения. По моему мнению, эти инциденты и авиационные происшествия стали прямым следствием некомпетентности первого руководства компании. Это еще раз доказывает, насколько важно иметь компетентных руководителей с профильным образованием и опытом работы в авиации для обеспечения безопасности полетов», - говорит эксперт.
К слову, именно с SH-350, по данным Mashnews, связана история с переклеиванием шильдиков с разбитого беспилотника на неповрежденный. Но официальных данных на этот счет не обнаружено.