Людей в пищепроме заменяют роботами. Некоторые работают в темноте
Разработчики, производители и импортеры робототехники предлагают заменить людей на пищевом производстве на роботов. Это решит проблему кадрового дефицита, который в пищепроме доходит до 30%.
Роботы наступают
На пищевую промышленность в 2022 году пришлось 11,35% проектов по оснащению производства роботами в России, сообщила Ольга Мудрова, исполнительный директор Национальной ассоциации участников рынка робототехники (НАУРР), выступая на конференции по роботизации в рамках выставки «Агропродмаш». Это третье место по этому показателю среди обрабатывающих производств, больше только у металлообработки/сварки (44,78%) и машиностроения (15,43%).
Число проектов по роботизации в пищепроме в 2023 году выросло на 32,73% по сравнению с 2022-м. В абсолютных цифрах результат выглядит не столь впечатляюще: за девять месяцев текущего года реализовано лишь около 75 проектов.
Для сравнения: в Китае, это мировой лидер роботизации, в 2022 году было установлено 290258 новых индустриальных роботов (52% всех новых роботов в мире), констатирует международная ассоциация World robotics. На втором месте Япония (50,4 тыс. единиц), на третьем — США (39,6 тыс.).
РФ в этот рейтинг не вошла из-за скромных объемов: в 2022 году крупнейшие российские интеграторы установили на промпредприятия страны 746 роботов, говорят в НАУРР. Годовой прирост — 23,7%. Плотность индустриальной роботизации в России в — шесть машин на 10 тыс. рабочих мест в обрабатывающей промышленности. В среднем по странам, которые анализирует World robotics, этот показатель в 2022 году составил 141. В отдельных странах в разы выше: в Южной Корее — 766 (то есть по одному роботу на 13 живых людей на производстве), в Сингапуре — 556, в Японии — 507.
Однако, по мнению участников отечественного рынка, это не повод для пессимизма. Наоборот, это значит, что у России огромный потенциал в смысле роботизации. Особенно в свете жесткого кадрового голода, который в пищепроме составляет 15-20%, а в отдельных сегментах (например, на птицефабриках) достигает 30%, отмечает Татьяна Онистратенко, директор, ГК «МП-Технологии» (производит оборудование для пищевой промышленности).
Причем ситуация, по ее мнению, с годами будет только усугубляться, так как ежегодно с рынка труда РФ уходит по 400 тыс. пенсионеров, а молодежь не хочет занимать их места на производстве. Все это стимулирует предприятия ускорить роботизацию и автоматизацию, считает она.
Нечеловеческая скорость
Обычно один робот заменяет от двух до пяти человек, говорит Сергей Шутуров, технический директор производителя оборудования «Арта-консалт». Но в практике компании есть кейс, когда соотношение составило четыре к 72. Речь идет о производстве и фасовке полуфабрикатных котлет.
В некоторых случаях привлечение роботов — единственная возможность сохранить круглогодичное производство, сообщила Анна Шавалеева, исполнительный директор компании «Меридиан автоматизация». Один из ее клиентов — алкогольный завод в Крыму — был вынужден существенно сокращать производство летом, когда почти все нанятые сотрудники переключались на обслуживание туристов. «Поставив им роботизированный комплекс по укладке шампанского в короба, мы смогли в два раза уменьшить число работников на этой линии», — говорит Анна Шавалеева.
Холдинг «Черкизово», который в 2018 году открыл в подмосковной Кашире на месте старого завода роботизированное производство колбасных изделий, почти в пять раз сократил число занятых на производстве сотрудников: 170 человек вместо 800. Люди здесь задействованы в основном при разгрузке машин с сырьем и загрузке паллет с уже готовой и упакованной продукцией. В результате модернизации производительность предприятия выросла в четыре раза.
В 2023 году «Яндекс.Лавка» заявила, что намерена роботизировать свое предприятие в Ленинградской области, где компания выпускает готовую еду. Это, в частности, позволит в десять раз увеличить объем выпечки блинов: сотрудник способен изготовить 120-150 блинов в час, «нечеловеческая» скорость — 1200 блинов. Примерно таков и порядок наращивания объемов на линиях по формовке изделий с начинками и без — до 25 тыс. изделий за смену.
Роботам свет не нужен
Однако несмотря на эти впечатляющие результаты, производители крайне медленно внедряют новые технологии, признают в НАУРР. Главные проблемы — большой объем вложений (например, «Черкизово» инвестировало в новый завод 7 млрд рублей) и их длительная окупаемость, в среднем пять лет. Кроме того, из-за СВО из России ушли ведущие поставщики промышленных автоматов, а также компонентов для их локального производства.
Окупаемость предприятия часто считают неправильно, не учитывая многих факторов, отмечает Константин Толстой, директор по развитию компании «Робопро» (серийный производитель роботов). Роботам не нужны средства индивидуальной защиты, дополнительные сотрудники в отделе кадров и бухгалтерии, машины не устают, они могут в течение дня выполнять необходимые операции с одинаковой точностью. Кроме того, роботизированные цеха не нужно освещать и отапливать так же, как обычные. Например, у компании «Юнилевер» есть специальное направление black factory: автоматизированные участки работают круглосуточно в темных помещениях. Если посчитать все неочевидные нюансы, может оказаться, что срок возврата вложений в разы меньше, уверен Константин Толстой.
Чтобы сократить инвестиции, можно применять коллаборативных роботов, которые могут работать совместно с человеком, говорит он. Для этого не требуется полностью переоснащать производство. Такие агрегаты можно устанавливать как на целые линии, так и на отдельные операции, например, на укладку готовой продукции или на фасовку.
Еще одна ощутимая проблема: поскольку нет устойчивого спроса, число отечественных решений по автоматизации очень ограничено, и они дороже импортных, признает Ольга Мудрова.
Производители постепенно локализуют производство. Например, «Робопро» заявляет, что полностью собирает свою технику в России. Но это скорее исключение. В «Меридиан автоматизации» отмечают, что вместо решений, основанных на европейской продукции, теперь используют отечественные и китайские разработки. «Например, для »Русагро« мы делали машины для укладки продукции в короба. »Срисовали« испанскую машину, даже по некоторым показателям ее превзошли», — рассказывает Анна Шавалеева. Однако без китайских комплектующих пока не обойтись.
Китайские роботы, заменившие европейских, теперь занимают до 80% рынка индустриальной автоматизации в России. Но отечественные производители уверены, что постепенно отвоюют у КНР ощутимую часть рынка.