«Луна» не укладывается в сроки. Роскосмос требует денег с разработчиков российской лунной программы
«Луна-25» упала на лунную поверхность 19 августа, сейчас конструкторы занимаются созданием новых аппаратов - «Луна-26» и «Луна-27». Сроки работ по разбившейся «Луне» не раз срывались подрядчиками Роскосмоса. Теперь то же самое происходит с «Луной-26». Mashnews обнаружил в арбитраже уже пять исков Роскосмоса, связанных с просрочками при выполнении работ по новым аппаратам. Как это повлияет на перспективы российского лунного проекта?
«Луна-25» упала, суды продолжаются
НПО Лавочкина должно выплатить Роскосмосу 78,4 млн рублей неустойки за просрочку выполнения опытно-конструкторских работ по проекту «Луна-Глоб», в рамках которого был создана космическая станция «Луна-25». Этот иск Роскосмоса к НПО Лавочкина о неустойках из-за просрочек по «Луне-25» стал девятым с момента старта проекта.
Решение о взыскании с НПО 78,4 млн рублей Арбитражный суд Москвы вынес 29 декабря минувшего года..
Претензии у заказчика в лице Роскосмоса к конструкторам возникли из-за просрочки в 24 дня на одном этапе и в 306 дней — на другом. Причина просрочек, как выяснил суд, состояла в том, что стенду обслуживания требовалась ежегодная корректировка, но французская компания Saft отказалась от обслуживания своей литий-ионной аккумуляторной батареи из-за санкций. Пришлось искать иные способы проверки оборудования, затем корректировать график испытаний, и в «астрономическое» окно 2022 года, то есть, период, когда был возможен запуск, аппарат не попал.
После того как «Луна-25» разбилась, работы по госконтракту были приостановлены. Как следует из текста решения Арбитражного суда Москвы по последнему иску Роскосмоса к НПО Лавочкина, сами работы по госконтракту по факту не были приняты.
«Осуществление 11.08.2023 запуска КА «Луна-Глоб» с космодрома «Восточный», фактом принятия работ по условиям государственного контракта не является», - подчеркнули в суде.
С вопросом, были ли в итоге приняты Роскосмосом работы по проекту «Луна-Глоб», Mashnews обратился в НПО Лавочкина. В объединении воздержались от комментариев. В Роскосмосе на запрос Mashnews на момент публикации не ответили.
Девять дел о сроках
Mashnews обнаружил в арбитражных судах с 2017 года девять исков Роскосмоса к НПО Лавочкина, которые были связанны с просрочками на проекте «Луна-Глоб». Так, в марте 2017 года Арбитражный суд Москвы отказал Роскосмосу во взыскании 21 млн рублей с НПО Лавочкина за просрочку по нескольким этапам проекта, которая возникла из-за разрыва российско-украинского сотрудничества в космосе, что привело к тому, что запуск аппарата был перенесен с 2015 на 2019 год.
В декабре 2017 года НПО Лавочкина отбился от иска Роскосмоса на 998 млн рублей из-за невыполнения работ по этапам, которые должны были быть завершены в 2015 году. Суд указал на перезаключение контракта с новыми сроками и на этом основании Роскосмосу отказал как в первой инстанции, так и в апелляции и в кассации.
В мае 2018 года Роскосмос потерпел неудачу в попытке взыскать с НПО Лавочкина 4 млн рублей за просрочку, возникшую из-за задержек с поставкой прибора «Пилот-Д», который создавался Европейским космическим агентством.
В ряде случаев Роскосмосу удавалось доказать вину НПО Лавочкина. Например, в сентябре 2019 года Роскосмос взыскал с объединения 1,9 млн рублей за просрочку по начальным этапам контракта. Именно в этом решении суда впервые фигурирует аппарат БИУС-Л, некорректная работа которого, как впоследствии заявили в Роскосмосе, и привела к тому, что аппарат разбился.
В июне 2020 года за очередную просрочку Роскосмос взыскал с НПО Лавочкина небольшую неустойку в размере 34 тыс. рублей. в июле 2020 года — 164 тыс. рублей, а 10 марта 2023 года — 2 млн рублей.
В марте 2023 года Роскосмос взыскал с НПО Лавочкина уже 252 млн рублей за просрочку, возникшую из-за поздней сдачи аппарата. В свою очередь НПО Лавочкина попыталось взыскать ущерб с концерна радиостроения «Вега», который разрабатывал прибор ДИСД-ЛР (доплеровский измеритель скорости и дальности и сдал его на три года позже намеченного срока. В 2022 году ТАСС со ссылкой на пресс-службу Роскосмоса сообщал, что основным проблемным вопросом, влияющим на график подготовки «Луны-25» к запуску, является несоответствие характеристик ДИСД техническому заданию. Однако суд не встал на сторону НПО Лавочкина. Mashnews уже рассказывал об этой истории.
Новая Луна, старые проблемы
Сейчас лунная программа продолжается - разрабатывают «Луну-26», она является частью программы «Луна-Ресурс-1». Соблюдать сроки ее изготовления, как видно из решений судов, не получается. Часто – по объективным причинам, которые учитывают в арбитражах.
Первое решение о нарушении сроков исполнения контракта по созданию этого аппарата было вынесено в феврале 2018 года Арбитражным судом Москвы. Тогда Роскосмос безуспешно пытался взыскать с НПО Лавочкина 346 млн рублей за задержку выполнения ряда этапов более чем на полтора года. Суд установил, что в этот раз причиной задержек стали новые требования к максимальному уровню помех аппаратуры и к электромагнитной совместимости приборов.
Очередной иск на 222 тыс. рублей Роскосмос проиграл в августе 2018-го, а в мае 2021 года ему отказали в требовании 448 тыс. рублей.
В двух случаях Роскосмос взыскал с НПО Лавочкина неустойку за просрочку: 1,7 млн рублей в декабре 2021 года и 6,3 млн рублей 31 марта 2023 года.
СПРАВКА MASHNEWS
- Миссия «Луна-Ресурс-1» разделена на две части: орбитальную («Луна-26») и посадочную («Луна-27»).
- «Луна-26» должна год заниматься дистанционном зондированием поверхности Луны и окололунного пространства и провести: картографирование минералогического состава Луны;создание топографической карты Луны; изучение водяного льда на поверхности Луны;исследование структуры подповерхностных слоев;исследование плазменного окружения Луны и процессов взаимодействия плазмы с поверхностью;исследование космических лучей и нейтрино ультравысоких энергий.
- Вторая задача миссии — ретрансляция данных с посадочного аппарата миссии «Луна-27».
Перенос запусков – это нормально
Аппарат «Луна-26» планируют запустить в 2027 году. Изначально старт миссии был намечен на 2020 год, затем он был перенесен на год. «Мы боремся, чтобы эти сроки не ушли дальше», - говорил в интервью ТАСС директор Института космических исследований РАН, вице-президент РАН Лев Зеленый.
Несложно заметить, что лунная программа успела значительно сдвинуться по времени.
«В России и мире задержки при реализации космических проектов - это, скорее, правило. Вообще, за свою историю космонавтики количество крупных проектов, которые были завершены в срок и с соблюдением бюджета, можно перечислить по пальцам одной руки», - сообщил Mashnews Александр Шаенко, популяризатор науки, основатель проекта 435nm.
«Это же не копка колодцев по утвержденному графику, а поисковые, высокотехнологичные процессы, которые в принципе не подвергаются точному прогнозированию. Требовать по суду от ученых и инженеров календарный график создания принципиально новой техники - верх идиотизма», - не скрывая эмоций прокомментировал иски о неустойках Дмитрий Лисин, руководитель Центра космических информационных технологий ИЗМИРАН.
Эксперт подчеркнул, что сейчас для постсоветского периода любой межпланетный аппарат — уже эквивалентен запуску первого космонавта Королевым, «потому что научно-технические школы многолетними усилиями «реформаторов» и «оптимизаторов» экономики благополучно уничтожены».
Mashnews спросил экспертов, могут ли многочисленные переносы сказаться на успехе миссии.
«С технической точки зрения, перенос запуска может повлиять на принципиальную возможность реализации проекта. Например, необходимые для проекта баллистические условия могут складываться только раз в несколько десятков лет», - привел пример Александр Шаенко.
С «Луной-25» в этом плане было немного проще, астрономическое окно для запуска к спутнику Земли — июль-август.
«Просрочки принципиально никак не могут повлиять на успех пробного проекта. Абсолютно. На отчеты чиновников Роскосмоса - да, могут, и сильно. На их премии, бонусы... Готовы - делаем, не готовы - исправляемся и опять делаем. Если руки растут из нужного места, голова на месте и с организацией все в порядке - будет успех. Даже если не в календарный срок по плану, и не сразу. Обязательно будет», - отметил Дмитрий Лисин.
Более тонкий момент — как влияет на общий срок проекта подвижка по одному из этапов.
«Обычно если этап срывается, приходится переносить сроки проекта в целом, потому что этапы завязаны один на другой, а все, что можно распараллелить, идет внутри этапа. Но при дурном управлении, начальство «сверху» может начать продавливать аврал на следующих этапах, чем губит проект. Именно так, например, были загублены проекты первых в России малых спутников серии «Компас». А все календарные сроки были на бумаге соблюдены. Для контраста - был в тяжелейших условиях разрухи конца 1990-х успешно запущен сложнейший научный аппарат «КОРОНАС-Ф». Это был первый российский научный спутник приблизительно за 20 лет, который нормально отработал на орбите свою программу. А переносился он столько раз, что многие уже не верили в его запуск в принципе», - рассказал Дмитрий Лисин.
«Общий срок контракта обсуждается перед его подписанием, на этапе согласования. Обычно он не корректируется, если какой-то этап выполнен не в срок. Другие этапы выполняются без изменений. Только если и заказчик, и исполнитель придут к выводу, что в ранее согласованные сроки определенный этап или контракт в целом выполнить не удается, можно заключить допсоглашение. Как правило, это вызвано тем, что все нюансы реализации будущих технических решений до подписания контракта и начала работ предусмотреть крайне сложно», - отметил Алексей Рабин, директор Центра координации научных исследований ГУАП, член экспертного совета АНО «Платформа НТИ».
Кто ответит за падение
Пока в арбитраже есть только иски, касающиеся сроков сдачи этапов «Луны-25» и других аппаратов. Непосредственно за то, что «Луна-25» потерпела крушение, иски не подавались.
По просьбе Mashnews Денис Иконников, юрист Versus legal, порассуждал, возможен ли такое развитие событий.
«Разработка космического аппарата может быть выстроена по различным юридическим моделям: это может быть и договор подряда, и договор оказания услуг, и договор на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР)», - отметил эксперт.
В открытом доступе текст госконтрактов Роскосмоса и НПО Лавочкина по поводу лунной программы не выложены. Но, судя по контексту, речь идет именно о НИОКР.
«Особенность [таких договоров] состоит в творческом характере деятельности такого исполнителя, в силу которой запланированный результат работ может быть не достигнут, даже при условии надлежащего исполнения им своих обязательств. Поэтому к ответственности исполнитель по такого рода договорам может быть привлечен, только если не докажет, что нарушение договора произошло не по его вине», - сообщил Денис Иконников.
Таким образом, говорят эксперты, пока оснований для того, чтобы обвинять кого-либо из создателей «Луны-25» в неуспехе миссии, не имеется.
Тем не менее, крушение «Луны-25» может, по их словам, повлиять на последующие лунные проекты.
«Скорее всего, выявленные в ходе изучения аварии «Луны-25» ошибки в организации и реализации работ постараются устранить в последующих миссиях», - предположил Александр Шаенко.
«Вероятность аварии после длительного перерыва всегда выше. Поэтому возобновление программы автоматических межпланетных станций считаю важным результатом и в определенном смысле прорывом. Предыдущий успешный запуск, «Луны-24» в 1976 году, был после неудачной попытки «Луны-23». Так что посыпать голову пеплом рано. Нужно работать. Шансов у «Луны-26» больше, чем у предшественника», - дал прогноз Алексей Рабин.