15 августа 2024 13:12
читать 9 минут

Ливан приглашает на шельф. Там много, но опасно

Ливан рассчитывает, что российские компании помогут освоить его шельфовые месторождения нефти и газа. Звучит привлекательно и удобно для выхода на рынки Ближнего Востока. Но эксперты видят больше рисков, чем выгоды.

Ливан завлекает российские нефтегазовые компании

Ливанский бизнес заинтересован в сотрудничестве с российскими компаниями по шельфовым проектам. Такое заявление сделал председатель Российско-Ливанского делового совета, почетный консул РФ в Триполи (Северный Ливан) Жак Сарраф в интервью ТАСС. Ливан оценивает запасы своего шельфа в 900 млн тонн нефти и более 3 трлн кубометров газа, однако главное, по словам Саррафа, это выгодное географическое положение, дающее уникальные возможности для налаживания бизнеса в странах Ближнего Востока.

«Российские предприниматели могут превратить Ливан в центр своей коммерческой и инвестиционной активности», - заявил Сарраф, отметив, что помимо добычи углеводородов компании из РФ могут заинтересоваться ливанским рынком недвижимости, туристической сферой, IT-сектором, а также инфраструктурными проектами.

Ливан начал предлагать свой шельф еще в 2013 году и уже не в первый раз пытается привлечь игроков российского ТЭК. Так, девять лет назад к ливанскому «шельфовому» тендеру были допущены «Роснефть», «Лукойл» и «Новатэк». Позднее тендер заморозили из-за политического кризиса в ближневосточном государстве. Аукцион возобновился в 2017 году, но «Лукойл» и «Роснефть» в нем участия уже не принимали. Зато «Новатэк» в консорциуме с итальянской Eni и французской Total в 2018 г. получил право на разработку блоков №4 и №9. Однако в августе 2022 г. российская компания заявила о выходе из консорциума «по экономическим и финансовым причинам», а также из-за политических рисков. На тот момент на блоках шел первый этап геологоразведки.

В сентябре 2017 г. председатель Совета министров Ливана Саад Харири в ходе встречи с президентом РФ Владимиром Путиным говорил, что Ливан поощряет приход российских компаний. В частности, речь шла о секторе газодобычи и геологоразведке. А в прошлом году и.о. министра энергетики и водных ресурсов Ливана Валид Файяд заявил, что Бейрут рассчитывает на участие российских компаний в тендере на разработку нефтегазовых месторождений на шельфе Средиземного моря и будет приветствовать такое участие, так как партнерство с Россией «соответствует интересам» Ливана.

Зачем нам Ливан?

«Ливанский шельф представляет собой одну из крупнейших нефтегазовых провинций в мире, его разработкой интересуются практически все ведущие мировые энергетические компании, включая таких гигантов как ExxonMobil, Total, Eni, Quatar Energy, - комментирует доктор экономических наук, профессор высшей школы производственного менеджмента Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Алексей Фадеев. - У российских компаний есть опыт работы на шельфовых проектах, например, в Арктике, на Каспии и Сахалине, в том числе в консорциуме с иностранными компаниями. Работа на шельфе Ливана – хорошее сочетание доходности, приемлемого уровня риска и инвестиций, которые необходимы для начала добычных работ.

По словам эксперта, стоимость строительства одной скважины на шельфе, в зависимости от глубины, обходится в $50-150 млн. Себестоимость добычи барреля нефти на шельфе Ливана – 20-25$, что является рентабельным, принимая во внимание текущую стоимость нефти на мировом рынке (около $81 за баррель на 14.08.2024, - прим. ред.).

Потенциальная работа российских энергетических компаний на шельфе Ливана возможна в консорциуме с зарубежными компаниями, что также имеет свои очевидные плюсы: снижение рисков и финансовой нагрузки, а также трансфер лучших мировых технологических практик, что, по словам Фадеева, повысит конкурентоспособность российский энергокомпаний в будущем.

«Санкции напрямую консорциумов не касаются, поэтому иностранные корпорации могут учесть рекомендации правительств своих стран, а могут действовать только в соответствии со своими интересами», - отмечает эксперт.

Кроме того, работа добывающих компаний РФ на ливанском шельфе может открыть дорогу туда и российским сервисным предприятиям, ведь при реализации подобных проектов до 80% работ приходится именно на поставщиков нефтегазового комплекса, оказывающих сервисные услуги. Фадеев указывает, что это существенно повысит экономическую мультипликацию от реализуемых проектов.

Партнерство с Ливаном имеет и свои очевидные геостратегические и экономические выгоды: помимо средств от продажи углеводородов и приращения ресурсной базы, это возможность еще больше укрепить свое положение на Ближнем Востоке в качестве надежного партнера (например, поставляя на ближневосточные рынки СПГ). Ближний Восток может стать ещё одним поясом стратегического партнёрства РФ в мире, наряду с КНДР и Китаем.

«Активно включаясь в разработку шельфовых месторождений Ливана, Россия получает возможность влиять на всех энергетических игроков Восточного Средиземноморья, - говорит Алексей Фадеев. - Экономические и политические дивиденды, которые может получить Россия от участия в ливанских проектах на шельфе, превышают потенциальные риски».

Эксперт полагает, что с российской стороны потенциальными партнерами могут быть практически все российские компании, имеющие опыт работы на шельфе, но наиболее вероятными являются «Лукойл», «Зарубежнефть» и «Новатэк».

Первые две компании на запрос Mashnews о комментарии по поводу Ливана не ответили, с представителем «Новатэка» связаться не удалось.

 Votum separatum

Эксперт нефтегазового рынка Вячеслав Мищенко полагает, что в случае с заявлением Саррафа речь, скорее, идет о желаниях самого Ливана, а вот для российских нефтегазовых компаний перспектива работы на ливанском шельфе вряд ли в нынешних условиях будет привлекательной.

«Ливан находится в перманентном экономическом, а главное - энергетическом кризисе. Страна живет в условиях постоянного блэкаута (проще сказать не когда в Ливане отключают электричество, а когда включают) и до сих пор не оправилась от взрывов в порту Бейрута в 2020 г. Порт полностью так и не восстановлен, а учитывая небольшие размеры Ливана, проблемы в одной части инфраструктуры влияют на все государство», - поясняет Мищенко.

Плюс нарастающее противостояние с Израилем, который периодически бьет по объектам «Хезболлы» на ливанской территории.

«Конечно, для Ливана разработка шельфа с помощью иностранных (российских) компаний могла бы стать спасением от нарастающего экономического кризиса, - говорит Мищенко. - Но для российских нефтегазовых игроков риски работы на ливанском шельфе слишком высоки».

  • Справка по шельфу РФ
  • Шельфовая добыча нефти в России, по разным данным, составляет от 24 до 30 млн тонн (порядка 4-6% от общих объемов добычи). Шельфовая добыча газа 38 млрд кубометров, или 5-6% от общего производства.
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!