Лития не хватает. Но это не главная проблема российского электромобилестроения
Мировой спрос на литий растет быстрее, чем производство, подсчитали статистики. Большая часть лития идет на изготовление аккумуляторов. В России добыча этого металла была до недавнего времени практически свернута, но с развитием электротранспорта литий вновь становится востребованным. Однако как с добычей лития в России, так и с производством аккумуляторов и самих электрокаров есть некоторые сложности.
Добывать литий в России дорого
Мировое производство лития в 2023 году выросло на 23% и составило порядка 180 тыс. тонн, подсчитала Геологическая службы США (USGS). Отчет только что опубликован. Причем эти данные не учитывают добычу в самих Штатах, USGS эту информацию не раскрывает.
Потребление лития в прошлом году составило также 180 тыс. тонн, однако здесь рост составил уже 27%, то есть динамика спроса опережает динамику предложения.
В основном литий используется при производстве аккумуляторов, на этот сектор приходится 87% всего мирового спроса. В других сферах (от металлургии и ядерной энергетики до изготовления пиротехники и производства лазеров потребление лития в десятки раз ниже.
В России до недавнего времени добычей лития практически не занимались. Во второй половине 1990-х она была сведена к минимуму, так как ее сочли нерентабельной. Но в 2023 году совместное предприятие «Росатома» и ГМК «Норникель» получило лицензию на разработку Колмозерского месторождения (крупнейшее в РФ месторождение лития, расположенное в Мурманской области).
«Других проектов по добыче лития у нас пока нет», - сказали Mashnews в «Норникеле».
А вот «Росатом» занимается литием гораздо активнее, причем не только в России. Еще в 2021 году компания приобрела 15% аргентинской Alpha One Lithium B.V., которая имеет эксклюзивные права по разведке и добыче на литиевом месторождения Tolillar. А летом 2023 года «Росатом» заявил о намерении инвестировать $600 млн в строительство промышленного комплекса по добыче и производству карбоната лития в Боливии., соответствующее соглашение было подписано с боливийской госкомпанией Yacimientos de Litio Bolivianos.
«За рубежом литий добывать гораздо дешевле, чем в РФ. - поясняет технолог опытного производства химических источников тока компании «АВЭКС» Андрей Корчун. - В Латинской Америке он добывается из рассолов, тогда как в России это рудные запасы, которые еще нужно перерабатывать, что повышает себестоимость добычи».
Корчун полагает, что более активно будет развиваться именно зарубежная добыча, а российская со временем в ней подтянется.
Нет производства - нет проблемы
При производстве аккумуляторов используются катодные материалы и электролиты, которые как раз и производятся из лития. Но на сегодняшний день производства аккумуляторов для электромобилей в России нет.
По словам Андрея Корчуна, фактически выпускаются только единичные ячейки для военной и космической отраслей, в меньше степени для гражданского применения. Но в Новой Москве и Калининграде уже строятся заводы по производству литийионных аккумуляторов. Плюс в Москве есть завод «Росатома» по сборочному производству аккумуляторов, но там используются ячейки корейского производства.
«То есть на сегодня нет проблем с литием, потому что нет производства аккумуляторов, - резюмирует Корчун. - Когда появятся серьезные производственные мощности, такие проблемы возникнут. Но российская добывающая промышленность к этому уже готовится, в первую очередь речь о «Росатоме».
Развитие добычи лития и строительство мощностей по производству аккумуляторов дает довольно мощный стимул развитию собственного, импортонезависимого сектора электротранспорта. Государство это направление активно поддерживает, есть дорожная карта развития электротранспорта в РФ, создаются консорциумы и центры компетенций по аккумуляторам.
«Основные игроки здесь: «Росатом», «Инэнерджи», МФТИ», - говорит Корчун.
Но литий и отсутствие производственных мощностей - не единственная, и, возможно, даже не главная сложность российского электромобилестроения. На данный момент в России используются в основном электрокары производства КНР (хотя сборка может происходить и на российской территории). Но чтобы выпускать собственные автомобили на электричестве нужны электродвигатели, полупроводниковая электроника, программное обеспечение.
«Это все нужно разрабатывать, - указывает Корчун. - И если в создании отечественного ПО сомнений меньше всего (IT-кадры у нас довольно сильные), то с полупроводниками проблема гораздо серьезнее. Это процессоры, которые производятся в Азии по лицензированным техпроцессам, и их ввоз в Россию уже частично ограничен. Выходом может стать параллельный импорт, но это увеличит затраты и, соответственно, себестоимость производства электротранспорта».
Спрос решает все
Заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов отмечает, что прежде всего государству нужно определиться, к чему стремиться: к собственно добыче лития, или к производству конечного продукта с использованием лития?
Крупнейшие добытчики - страны Латинской Америки и Австралия, а лидер в производстве конечного продукта - Китай, где своя добыча сравнительно невелика.
«Государство должно для себя четко определить, что для него перспективнее, - полагает эксперт. - И помнить при этом, что имея литиеперерабатывающие мощности и производства конечного продукта, сырье можно закупить на внешнем рынке. Но добывая много лития и не имея возможности его переработать и пустить в дело, мы окажемся в роли сырьевого придатка, условной «литиевой колонки».
Процессы добычи, переработки и производства конечных продуктов должны быть запараллелены. Именно так, кстати, действует «Росатом», но это модель, по мнению Фролова, должна применяться не на уровне отдельной компании, а на уровне всего государства. Нужна федеральная программа, которая должна быть ориентирована в первую очередь на внутренний рынок. При этом необходимо анализировать спрос и учитывать, что на внутреннем рынке придется серьезно конкурировать с китайцами.
с внутренним спросом на литиесодержащую продукцию проблем не будет, полагает заместитель гендиректора компании «ПФ Капитал» Олег Перцовский. Эксперт напоминает, что литий - это не только аккумуляторы для автомобилей, этот металл используется при производстве как батарей для бытовых приборов, так и решений для крупных систем хранения энергии.
«Поэтому, безусловно, собственная стабильная добыча лития важна для России, - считает Перцовский. - Плюс со стороны государства растет интерес к крупному электротранспорту, в первую очередь, электробусам, появляются перспективы и электрической коммунальной техники (во всяком случае, в городах-миллионниках, где соображения экологичности превалируют над вопросом цены), что подстегивает спрос на литийионные аккумуляторы и, соответственно, на сам литий».
На рынке частных электромобилей в первую очередь важно развивать зарядную инфраструктуру, это ключевой момент для роста спроса на электрокары, говорит эксперт. Сейчас целый ряд российских компаний анонсировали запуск производства электромобилей, но даже если объемы российского производства электрокаров будут ограничены, нужно помнить, что количество импортных автомобилей на российском рынке велико, и доля электрокаров в поставках из-за рубежа медленно, но неуклонно растет по мере роста объемов производства электромобилей в большинстве автопроизводящих стран мира, включая Китай, который становится одним из лидеров в этой сфере.
«Для обеспечения производства и обслуживания легкового электротранспорта также желательно иметь свои мощности по производству аккумуляторов и необходимую инфраструктуру», - указывает Перцовский.