Летающая лодка с пропеллером. Что за производство сгорело в Красноярском крае
Пожар в сибирском селе Еловое уничтожил цех по
производству аэролодок. Такие используют МЧС, военные и рыбаки. Что такое аэролодка,
где их делают и как применяют - в материале Mashnews.
Что сгорело
4 часа, 27 пожарных и 8 единиц техники потребовалось, чтобы ликвидировать 25 января пожар в селе Еловое (Красноярский край), сообщает МЧС. Горел цех по производству аэролодок. 40 человек успешно эвакуировались
Предприниматель Александр Крантов выпускает аэролодки с 2010 года, в 2023 году он учредил компанию «Инновационные аэролодки», которая стала резидентом «Сколково» и подала заявку на патентование собственной разработки «Гибридная аэролодка с электрической системой нагнетания воздуха (поддува) под днище аэролодки»
Предприниматель поставляет лодки для спасательных подразделений России, в зону СВО и за рубеж.
Разработанная компанией аэролодка Alligator T-REX 750 продается за 7,9 млн рублей, но есть и дешевле.
Что такое аэролодка
Аэролодки - это суда с плоским дном, которые перемещаются благодаря винтам самолетного типа. Вращение одному или двум винтам придает бензиновый или дизельный двигатель (обычно зарубежных производителей). С помощью потока воздуха аэроглиссеры могут разгоняться до 150 км/час. Дело это не тихое, поэтому производители в числе конкурентных преимуществ отдельных моделей отмечают низкий уровень шума.
Аэролодки относится к маломерным судам и подлежат обязательной постановке на учет в ГИМС МЧС России
Конструктивно лодки с пропеллером не слишком сложны: корпус, защита дна и силовая установка. Самые заряженные образцы способны лететь над сушей. С этим могут справиться любые аэроглиссеры, у которых есть достаточно сильный двигатель и надежная «чешуя» или другое защитное покрытие тез частей лодки, которые будкт соприкасаться с землей.
В качестве материала для чешуи могут использоваться полиэтилен низкого давления (ПНД), сверхвысокомолекулярный полиэтилен и армированный поликарбонат. Листы этого материала наслаиваются друг на друга по всей площади днища. По наблюдениям пользователей аэролодок, лист ПНД может продержаться 2 - 3 сезона.
Производители патентуют собственные методы защиты дна, как например, сделал «Завод инновационного транспорта». «Пустоты корпуса заполнены экструдированным пенополистиролом, сверху проложена резиновая деформационная прокладка, толщиной 60 миллиметров, поверх которой крепятся цельные листы полиэтилена особой марки, толщиной 10 миллиметров. Несмотря на то, что применено болтовое соединение, корпус остаётся герметичным. Даже при серьёзных повреждениях аэролодка не теряет плавучесть и может продолжать движение. Кроме того, листы ПНД легко ремонтируются или меняются», - сообщали о запатентованной технологии в блоге «Аэролодка Нерпа».
Александр Крантов использует «поддув дна», уменьшающий силу соприкосновения с любой поверхностью.
В России много и производителей, и продавцов аэролодок. Крупнейшим в России
по изготовлению аэроглиссеров считается Иркутский аэролодочный завод «Аэротрейд»
(за 17 лет работы, по данным предприятия, он произвел
более 2000 аэролодок). «Аэротрейд» использует в своих лодках двигатели от Toyota, Subaru и Honda (также
поступают и другие отечественные производители). Расход топлива для небольшой
аэролодки вместимостью до 3 человек и мощностью 100 л.с. может достигать от 12
до 30 литров за час работы в зависимости от конкретной модели лодки и
поверхности, на которой она движется.
Технический директор маломерного судостроения военно-промышленного холдинга «Кингисеппский машиностроительный завод» (КМЗ) Сергей Мазурик считает, что будущее у аэролодок есть, они уже активно используются в северной части России, но есть с ними и трудности. В частности — американские и японские двигатели, которые преимущественно применяются в отечественных аэролодках, массово так просто уже не привезти в РФ. Подходящие по мощности российские двигатели очень тяжелые, а в судостроении вес очень важен и влияет на множество характеристик. Кроме того, в аэролодках используются высокооборотистые двигатели, которые стабильно «крутят» 6-7 тысяч, а в России производства таких двигателей нет.
Зачем нужно
Аэроглиссеры используют в качестве транспорта в межсезонье, для рыбалки и охоты. Их покупают владельцы удаленных турбаз.
МЧС применяет аэролодки в поисково-спасательных операциях и для проведения контрольно-надзорных мероприятий. «Особенно это актуально в осенне-зимний период, когда рыбаки выходят на тонкий лёд, порой пренебрегая собственной безопасностью», - объясняли в ведомстве. В парке МЧС, кстати, есть лодки от разных производителей.
Аэролодки есть в парке МВД и у военных – они используют их в зоне спецоперации. Как рассказал РИА Новости представитель производителя лодок Alligator Вячеслав Кочеев, бойцы активно пользуются аэролодками в зоне СВО, «нареканий нет», «они закрывает задачи по перемещению в труднодоступных местах, мелководью, в межсезонье, везде, куда невозможно добраться ни на какой другой технике».
Один из главных центров производства аэролодок – Сибирь (Красноярский край, Иркутская область).
Предприниматель Александр Крантов стал заниматься изготовлением лодок, поскольку был их пользователем, увидел недостатки, решил исправить.
«В 2008 году я купил себе первую аэролодку. Начал её активно использовать, ездить на рыбалку и охоту, и вскоре столкнулся с рядом проблем: травили баллоны, двигатель забарахлил, лопнула сварка и так далее. Сначала звонил производителю, но после того, как они перестали отвечать мне, начал работу над улучшением лодки самостоятельно. Объездил более 10 производителей СВП (судно на воздушной подушке - прим. ред). Полностью изучив всю технологию, я воодушевился на создание собственной модели. Занимался этим в качестве хобби и делал аэролодки для себя и друзей», - рассказывает о своем пути к Сколково Крантов.