Легендарная марка мотоциклов может прекратить свое существование
Компания, производящая мотоциклы «Урал», второй год подряд несет убытки с каждого проданного экземпляра, производство в Свердловской области фактически остановлено. Будущее возможно только с прицелом на Китай и пересмотром модельного ряда, считают опрошенные Mashnews эксперты.

Экспортная ошибка
Компания Ural Motorcycles, работавшая по большей части на экспорт, временно прекращает поставки и производство полноприводных тяжелых мотоциклов «Урал», говорится в заявлении руководителя компании Ильи Хайта. Об этом пишет телеграм-канал «Автопоток». Также сообщается, что каждый экземпляр приносит Ирбитскому мотоциклетному заводу убытки вместо прибыли: сборка что в Свердловской области, что в Казахстане, куда «Урал» перенес часть мощностей, фактически остановлена.
В дальнейшем планируется производить новую линейку мотоциклов уже в Китае, на базе китайских же образцов и в сотрудничестве с компанией Yingang. Первая модель будет называться Ural Neo 500, и к прежним тяжеловесам никакого отношения уже не имеет.
Как получилось так, что легендарная в России марка оказалась на грани полного финансового краха и закрытия? «В 2022 году производитель решил перебазироваться в казахский Петропавловск, - напоминает независимый автоэксперт и автожурналист Алексей Кованов. – Причина переезда была в том, что компания боялась потерять основной для себя рынок продаж, а это США, поэтому решила обелить репутацию и перенести сборку в неподсанкционную страну. Нам говорилось, что там будут современные цеха, плюс льготные налоговые условия, так как предприятие расположено на территории особой экономической зоны. Также в Казахстан переехало 85% персонала, остальные остались в Ирбите, чтобы обеспечивать текущую деятельность завода, заниматься спецзаказами, лимитированными сериями и прочее». В целом это выглядело следующим образом: в Свердловской области делали рамы, коляски и двигатели, и отправляли узлы в Петропавловск.
Был завод, нет завода
Решение вполне понятное и логичное, если учесть – как говорили сами представители «Урала» - что 95% из продаж составлял экспорт в страны, которые сейчас принято называть «недружественными». «В условиях санкций компании было просто не выжить», - отмечает Алексей Кованов. Но планы планами, а реальность оказалась по отношению к «Уралу» крайне суровой: по словам собеседника Mashnews, по итогам 2023 года выяснилось, что было собрано только 400 мотоциклов (данных за 2024 и 2025 год в открытом доступе нет) – это втрое меньше традиционных для «Урала» объемов производства. Проще говоря, фантастически мало.
К проблемам привела именно ориентированность на западные рынки, согласен с Ковановым главный редактор Quto.ru (входит в Rambler&Co) Максим Ракитин. «Плюс история с импортными комплектующими, например, тормоза там стоят Brembo – все это покупалось в валюте. Логистика и цены выросли, и мы видим то, что видим. К тому же мотоцикл и так был недешевый, стоил порядка полутора миллионов», - говорит эксперт.
«Это все-таки больше имиджевая история, - продолжает Ракитин. – Вряд ли кто-то сейчас готов тратить большие деньги, покупать дорогой мотоцикл и использовать его по прямому назначению, то есть, условно, не «выпендриваться по выходным», а именно ездить».
«Что любопытно, в прошлом году среди жителей Свердловской области обещали разыграть мотоциклы, и журналистов пригласили посмотреть, как живет производство. Оказалось – силами двух сборщиков. Понятно, что говорить о полноценной работе Ирбитского мотозавода в таких реалиях уже нельзя», - добавляет Алексей Кованов.
Надежда только на Китай
Несмотря на такое плачевное положение дел, будущее у «Урала» все-таки есть, считают собеседники Mashnews. Насколько лояльной окажется клиентура бренда к тому, что под знаменитой маркой им будут предлагать китайскую технику? «Вариантов здесь два, - полагает Кованов. - С одной стороны, «Урал» позиционировал себя как последний настоящий производитель последних настоящих мотоциклов, поэтому возможно, что публика отвернется, сохранив себе старые машины, тем более что запчасти для них продолжают производиться. С другой, не исключено, что те, для кого «Уралы» были слишком дорогими, сложными, тяжелыми в управлении, наоборот, обратят внимание на эту марку».
По большому счету, выбирать компании в нынешней ситуации не из чего: либо закрываться, либо переходить на сотрудничество с Yingang и осваивать новые рыночные ниши. Для «Урала» хорошим показателем было 1200 мотоциклов в месяц – машины китайской разработки и китайского производства этот план легко выполнят.
«Если они будут продолжать в том же духе, то будут терпеть убытки и дальше, - уверен Максим Ракитин. – Единственный вариант – посмотреть на Китай и попробовать продаваться в том числе и там. Либо сделать, скажем так, «облегченную» модификацию для российского рынка, которая по цене устроит потенциальных покупателей».
СПРАВКА MASHNEWS
Ирбитский мотоциклетный завод был создан в 1942 году на базе эвакуированного в Ирбит (город в Свердловской области) Московского мотозавода. Всего за годы войны на фронт с завода было отправлено 9799 мотоциклов. В 1953 году началась поставка ирбитских мотоциклов на экспорт - в основном в страны Восточной Европы. В 1992 году завод акционировался, сменив название ИМЗ на ОАО «Уралмото». В 2010 году было выпущено 800 «Уралов». Почти все мотоциклы ушли на экспорт в США, ЕС, Канаду, Австралию и Японию. К 2013 году завод остался единственным в мире, производящим фабричным способом мотоциклы с боковым прицепом.
В 2022 году производство на заводе остановилось из-за сложностей с доставкой иностранных комплектующих и с экспортом готовой продукции. Было принято решение перенести сборочное производство мотоциклов «Урал» из Ирбита в город Петропавловск (Казахстан).