17 марта 2025 12:16
читать 8 минут

Ледоколы «Ленинград» и «Сталинград» могут подорожать до 30% от текущей стоимости

ОСК и «Росатом» обсуждают пересмотр цен на строительство двух атомных ледоколов.

Иллюстративное изображение: strana-rosatom.ru

Балтийский завод (входит в ОСК) планирует получить дополнительное финансирование от заказчика по пятому и шестому серийным атомным ледоколам проекта 22220 – «Ленинград» и «Сталинград» – с учетом пересмотра цен по контрактам. Это следует из финансового отчета по РСБУ судоверфи за 2024 год, на который ссылается издание «Ведомости». 

Дополнительные средства также потребуются на достройку многофункционального судна атомно-технологического обслуживания (МСАТО) проекта 22770. Допфинансирование необходимо для «недопущения дефицита» денежных потоков по операционной деятельности, говорится в отчете Балтзавода.

Информацию о повышении стоимости «Ведомостям» подтвердили представители ОСК и заказчика судов – госкорпорации «Росатом». В качестве причин пересмотра цен представитель «Росатома» называл макроэкономические обстоятельства и санкционное давление. На сколько может быть повышена цена контрактов, собеседники не раскрыли. Индексация стоимости ледоколов и МСАТО, по их словам, не повлияет на утвержденные сроки сдачи.

Строительство головного атомного ледокола «Арктика» проекта 22220 на стапеле Балтийского завода, 2015 год. Иллюстративное фото: «Балтийский завод». 

Атомоходы проекта 22220 предназначены для обеспечения круглогодичной навигации в западном районе Арктики и работы на Севморпути. Мощность каждого составляет 60 МВт, они оснащены двухреакторной энергетической установкой на базе «РИТМ-200». Максимальная скорость судна – 22 узла (более 40 км/ч), срок службы – 40 лет. Балтзавод приступил к строительству серии в 2013 г., на данный момент он передал «Росатому» головное судно «Арктика», а также серийные «Сибирь», «Урал» и «Якутия». Четвертый серийный ледокол «Чукотка» спущен на воду для достройки в ноябре прошлого года, передать его заказчику планируется в декабре 2026 г.

Пятый серийный ледокол, «Ленинград», был заложен на Балтзаводе в январе 2024 г., срок его сдачи намечен на декабрь 2028 г. Предельная стоимость «Ленинграда» составляет 56,6 млрд руб., следует из распоряжения правительства от 29 декабря 2022 г. Закладка шестого атомохода, «Сталинград», запланирована на 2025 г., сдача – на декабрь 2030 г. Его стоимость на текущий момент составляет 61,3 млрд руб

Для сравнения: стоимость строительства «Арктики» составляла около 37 млрд руб., «Сибири» и «Урала» – по 42,2 млрд руб., «Якутии» и «Чукотки» – по 51 млрд руб.

Убыток Балтзавода в 2023 г. по РСБУ составил почти 19 млрд руб. против чистой прибыли более 5,1 млрд руб. годом ранее. Прошлый год верфь закончила с чистой прибылью 3,7 млрд руб., завершив при этом допэмиссию в пользу ОСК на 23,2 млрд руб. В 2025 г. Балтзавод планирует получить прибыль почти 5 млрд руб., в 2026 г. – 2,4 млрд руб., в 2027 г. – 3,8 млрд руб., говорится в аудиторском заключении к отчету верфи по РСБУ за прошлый год.

МСАТО проекта 22770 «Владимир Воробьев» предназначено для перезарядки реакторов атомных ледоколов и плавучих энергоблоков. Судно заложено на Балтзаводе в январе прошлого года, его ввод в эксплуатацию намечен на 2029 г. Планируется, что «Владимир Воробьев» заменит единственное подобное судно в России – «Имандра» проекта 1948, – которое эксплуатируется с 1981 г. Предельная стоимость нового судна обслуживания составляет 24,8 млрд руб.

Таким образом, общая стоимость строительства трех упомянутых судов сейчас составляет 142 млрд руб. Корректировка стоимости двух атомных ледоколов и МСАТО основана на заключении, сделанном экспертами Центра технологии судостроения и судоремонта (ЦТСС), говорится в отчетности Балтзавода. Проектировало серию ледоколов 22220 и новое судно обслуживания ЦКБ «Айсберг», входящее в ОСК. «Ведомости» направили запросы в обе организации.

Если учитывать только инфляцию и курсовые риски, то стоимость ледоколов – порядка 62–63 млрд руб. после индексации, а МСАТО – 26–27 млрд руб., говорит источник «Ведомостей» на одной из верфей Санкт-Петербурга. Кроме того, цены на импортные комплектующие, материалы и оборудование для гражданских судов с конца 2022 г. выросли на 30–35%. В стоимости ледоколов проекта 22220 на них приходится порядка 75%, отмечает собеседник. С учетом этого фактора строительство ледокола «Ленинград» после индексации будет стоить порядка 73 млрд руб., «Сталинград» – порядка 79 млрд руб., судна обслуживания – 32 млрд руб., считает источник.

Окончательное решение об индексации стоимости ледоколов и судна обслуживания пока не принято, говорит источник «Ведомостей», знакомый с ходом рассмотрения данного вопроса. Финансирование их строительства ведется на паритетных началах из средств федерального бюджета и за счет «Атомфлота» (входит в «Росатом»), напоминает он. В случае принятия положительного решения доплата за суда будет осуществляться из собственных или заемных средств госкорпорации, полагает собеседник.

Иллюстративное изображение: «Балтийский завод». 

У верфей есть «блоки» затрат, расходы по которым растут существенно быстрее, чем цены в промышленности в целом, отмечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. В первую очередь это зарплаты персонала, который нужно удержать в условиях дефицита кадров, во-вторых – обслуживание кредитов при условии, что коммерческие ставки без учета льгот сейчас превышают 27–28% годовых, перечисляет он. Строить серию ледоколов без привлечения заемного финансирования невозможно, подчеркивает эксперт.

По его оценке, стоимость строительства атомоходов с учетом разного уровня готовности может вырасти до 60–62 млрд руб., а МСАТО – до 25–26 млрд руб. С учетом активизации инфляционных процессов в 2025 г. это скорее нижняя граница стоимости, которая может оказаться не финальной, добавляет Бурмистров.

Балтзавод в своем отчете за 2023 г. называл планово убыточным строительство первого и второго серийных ледоколов проекта 22220 – «Сибирь» и «Урал». Тогда же верфь прогнозировала отрицательный финансовый результат и по итогам исполнения договора на строительство третьего и четвертого атомоходов проекта.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!