17 июля 2024 13:37
читать 4 минуты

Ледокол «Виктор Черномырдин» стал фигурантом нового конфликта в судах

Ледовые испытания флагмана ФГУП «Росморпорт» неатомного ледокола «Виктор Черномырдин» стали предметом судебного спора между Росморпортом и Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК).

Содержание судна и его команды в ходе испытаний легло на Росморпорт, который перед этим заплатил за них ОСК 147 млн рублей. Ведомство требовало от ОСК вернуть миллионы обратно, Арбитражный суд города Москвы удовлетворил иск частично. Решение опубликовано 16 июля.

«Виктор Черномырдин» строился долго и в итоге обошелся государству в 10 млрд рублей. Строительство судна началось в 2011 году, сдали его в 2020-м году, за это время выяснилось, что изначальный проект выполнен с грубыми нарушениями и его пришлось переделывать. На почти достроенном судне в 2018 году случился пожар, в котором погибло установленное на ледоколе оборудование на общую сумму 150 млн рублей, что вновь передвинуло сроки его сдачи. За время строительства цена судна выросла с 7,6 до 10 млрд рублей.

В декабре 2019 года ОСК и Росморпорт заключили допсоглашение к контракту на строительство судна о проведении ледовых испытаний для подтверждения ледового класса Icebreaker8 весной 2020 года за 147,18 млн рублей.

Контракт включал стоимость перехода судна от порта приписки до района проведения ледовых испытаний и обратно, а также расходы генподрядчика, связанные с проведением испытаний, в том числе содержание экипажа и специалистов. Так как само судно сдали заказчику только в сентябре 2020-го, то испытания перенесли на весну 2021 года. Весной их нужно проводить потому, что в это время формируется максимальный ледовый покров в Арктике.

Весной 2021 года провести испытания не удалось, их перенесли на следующий год и они прошли с 18 апреля по 30 мая 2022 года. Однако Росморпорт получил для ледовых испытаний абсолютно «пустой» ледокол без топлива, масла для двигателей, связи, питания для экипажа судна, запасов питьевой воды, все это ФГУП оплатило из своего кармана. Росморпорт выплачивал зарплату со страховыми сборами экипажу судна, кормил его, поил (на борт закупили 345 тонн питьевой воды), обеспечивал связь, платил сборы за заход судна в порта, оплачивал услуги портов по швартовке, буксировке, транспортировке экипажа на берег катерами, оплатил установку программного обеспечения, закупил карты у «Транзас-Навигатора» и обеспечил вывоз мусора. За все это Росморпорт заплатил 50,9 млн рублей.

При этом АО «Адмиралтейские верфи» (структура ОСК, субподрядчик по исполнению контракта на ледовые испытания) письмом от 29.12.2020 гарантировало возмещение затрат истца за проживание и питание представителей АО «Адмиралтейские верфи» и контрагентских организаций, а также расходы на топливо и ГСМ в период ледовых испытаний.

Так как все эти услуги по контракту на проведение испытаний должна была оказывать ОСК, то Росморпорт отказался подписывать акт приемки работ по контракту на ледовые испытания и счел, что контракт не исполнен. Потому в суде ФГУП потребовало вернуть 147 млн рублей по договору и выплатить 50 млн своих расходов на обслуживание судна.

Суд, рассмотрев доводы сторон, пришел к выводу, что все необходимые работы для подтверждения ходовых характеристик и ледового класса судна в проведены, то есть контракт по сути исполнен.

В то же время выяснилось, что топливо для испытаний Росморпорт получил от структур ОСК еще в декабре 2020 года, однако до весны 2022 года они не сохранились, как предполагает суд, «ГСМ были использованы в отличных от договорных условий сторон целях».

В итоге суд счел обоснованными требования Росморпорта к ОСК на сумму 28 млн рублей.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
специальный корреспондент