11 апреля 2025 17:36
читать 12 минут

Лазейки госзакупок. Верховный суд может купить иностранные мыши

Верховный суд РФ закупает 20 тысяч автоматизированных рабочих мест (системный блок, монитор, клавиатура, мышь) на 1,5 млрд рублей. При таких закупках приоритет отдается отечественным производителям. Но не факт, что поставленное ими окажется сделанным в России.

Миллиардные закупки

Судебный департамент при Верховном суде РФ объявил крупный тендер по поставку автоматизированных рабочих мест (АРМ). Его начальная цена составляет 1,526 млрд рублей. Поставить необходимо АРМ двух типов — всего 20 тыс. штук. Подрядчика определят 16 апреля. 

Госзакупки автоматизированных рабочих мест с приоритетом отечественности должны помочь российским производителям компьютеров и периферийного оборудования в сбыте продукции. Тендеры объявляются часто и на крупные суммы.

Самыми крупными закупками АРМ в 2024 году стали тендеры от Пенсионного фонда РФ и Информационно-аналитического центра поддержки ГАС «Правосудие». Первое госучреждение заплатило за две поставки АРМ соответственно 419,9 млн рублей и 331,4 млн рублей. Компьютерное оборудование для ГАС «Правосудие» обошлось в  314,4 млн рублей. Подрядчиками по трем контрактам стали ООО «Хайтек-Интеграция» и ООО «МП». Mashnews направил обоим запросы.

За основу при определении российского происхождения автоматизированных рабочих мест на госзакупках берутся баллы системного блока из Реестра российской промышленной продукции, рассказал Mashnews основатель АНО «Честный Реестр» Александр Литвинов. Баллы всех остальных комплектующих, среди которых могут быть монитор, принтер, клавиатура, мышка, не учитываются. По этой причине заказчик в довесок к системному блоку может добавить в состав АРМ практически любое иностранное оборудование, которое захочет, включая даже iPhone.

В Минпромторге признают проблему. В ответе на запрос Mashnews представители министерства сообщили, что в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (КТРУ) отсутствует самостоятельная позиция «АРМ», описание которой заказчик мог бы использовать для объекта закупки. Минпромторг прорабатывает возможное описание соответствующей позиции КТРУ, однако и в отраслевом законодательстве в настоящее время отсутствуют исчерпывающее понятие автоматических рабочих мест, а также требования к его комплектации, функциональным, техническим, качественным характеристикам.

Тот факт, что «отечественность» АРМ рассчитывают только по системному блоку, зачастую лишает доступа к тендерам российских производителей периферийного оборудования — мониторов, принтеров, клавиатур, мышек.

Мониторы в России производят 16 компаний, а поскольку на госзакупках АРМ количество набранных их продукцией баллов не имеет никакого значения, они теряют интерес к наращиванию процента российских комплектующих в своем оборудовании и локализации производства в РФ.  

Из чего состоит АРМ

В большинстве случаев стандартное АРМ включает в себя системный блок, монитор, мышку, клавиатуру и принтер, однако есть и исключения.

Как объяснили Mashnews в Минпромторге, до настоящего времени единого определения АРМ в нормативно-технической документации не сформировано, хотя соответствующая работа и обсуждения проводятся. Трудность заключается в том, что на уровне требований постановления правительства № 719 «О подтверждении производства российской промышленной продукции» сложно предусмотреть исчерпывающий перечень оборудования, которое может входить в состав автоматизированного рабочего места, а исходя из этого и определить удельный вес каждого изделия.

При этом, поясняют в Минпромторге, значительная часть составляющих АРМ входит в Реестр российской промышленной продукции.

«Например, в состав АРМ может входить как одно, так и несколько сопутствующих изделий: это и мониторы (присутствуют в реестре), и принтеры с многофункциональными устройствами (присутствуют в реестре), и клавиатуры с мышками (присутствуют в реестре), и источники бесперебойного питания (присутствуют в реестре), и интерактивные доски (присутствуют в реестре), и сканеры (присутствуют в реестре), и тележки для ноутбуков (присутствуют в реестре), и коммутаторы (присутствуют в реестре) и так далее», — уточнили в Минпромторге.

Кроме того, АРМ может иметь весьма нестандартную конфигурацию. Как пояснил Mashnews соучредитель Ассоциации производителей компьютеров и периферийного оборудования 26/20 Максим Горшенин, существуют специализированные АРМ — например, для обучения пилотов полетам.

«Но в этом случае можно сделать систему гибкой и собирать под конкретное АРМ. Или же можно предоставлять их по письму. То есть заказчик пишет письмо, что закупает для летчиков три таких АРМ, и поэтому ему надо разрешить закупить нестандартную конфигурацию. И Минпромторг дает на это добро. Таких закупок все равно будет 10 штук в год по сравнению с сотнями закупок стандартных АРМ в день», — отметил Горшенин.

Путаница с реестрами

Еще одной проблемой как закупок АРМ, так и импортозамещения в целом считается путаница между информационными системами, каталогами и реестрами.

Существует ГИСП (Государственная информационная система промышленности), объясняет Александр Литвинов. Это цифровая платформа, предоставляющая определенный функционал заказчикам по 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также производителям и поставщикам. Одним из элементов ГИСП является Каталог продукции ГИСП. Он систематизирует информацию о производимой в России промышленной продукции, но имеет лишь справочное (то есть необязательное) значение.

«Многочисленные разъяснения Минпромторга и практика Федеральной антимонопольной службы, к сожалению, подтверждает, что госзаказчики не имеют права использовать технические характеристики из Каталога продукции ГИСП для оценки заявок. «Каталог продукции ГИСП» не равно «Реестр российской промышленной продукции». Оборудование может быть включено в Каталог продукции, но отсутствовать в Реестре российской промышленной продукции, при этом включение оборудования в Каталог является первым шагом в получении реестровой записи», — объяснил основатель «Честного Реестра».

Только присутствие оборудования в Реестре российской промышленной продукции дает право производителю использовать преимущества национального режима. Для справки: РЭП (Реестр российской радиоэлектронной продукции) является частью Реестра российской промышленной продукции.

Нужна строгость формулировок

Вопрос с закупкой АРМ как многокомпонентного оборудования, по словам Александра Литвинова, вскрывает многие проблемы реестра и текущей системы импортозамещения. Он считает, что здесь нужно проявлять максимальную последовательность применения правил импортозамещения, строгость формулировок, детальность и однозначность определений и не допускать «резиновости» кода ОКПД2 (Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности).

«Иначе по закону рынка в него [код ОКПД2] будут перетекать все закупки «хотелок», которые нельзя купить иначе, и все мошеннические схемы, которые удалось пресечь в других кодах», — объяснил Литвинов.

Литвинов считает, что все составные компоненты АРМ должны закупаться по Каталогу для обеспечения государственных и муниципальных нужд — КТРУ. Помимо этого, к каждому компоненту АРМ правила импортозамещения должны применяться отдельно.

«Заявки должны содержать либо единую реестровую запись на АРМ из реестра (и при этом его код ОКПД2 в реестровой записи, характеристики и комплектация в Каталоге продукции ГИСП должны совпадать с техническим заданием закупки), либо отдельные реестровые записи на каждый компонент АРМ (при этом их коды ОКПД2 в реестровой записи и характеристики в Каталоге продукции ГИСП должны совпадать с техническим заданием закупки). А если нет, то такая заявка должна признаваться иностранной», — отметил Литвинов.

По его мнению, технические характеристики оборудования в реестре должны стать публичными, и карточка оборудования в Каталоге продукции ГИСП — это самое верное решение для этого.

«Звучит сложно, но иначе не получится никакого импортозамещения, а только его видимость», — резюмировал Литвинов.

По мнению Максима Горшенина, необходимо внести правки в 719-е постановление правительства РФ «О подтверждении производства российской промышленной продукции».

«У нас там сейчас прописано, что за системный блок и за АРМ  одинаковое количество баллов. Нужно развести два этих изделия, системный блок оставить в том виде, как он сейчас есть, а к АРМ добавить приписку, что минимальный порог баллов — это сумма минимальных порогов всех изделий, которые входят в поставку АРМ. То есть если мы говорим про АРМ, куда входит системный блок, клавиатура, мышь, монитор и принтер, то давайте посчитаем минимальное количество баллов, которое нужно по всем этим категориям, и сплюсуем. Это и будет необходимое количество баллов конкретного АРМ для вхождения в реестр. Тогда мы стимулируем заказчиков покупать изделия из реестра», — уточнил Горшенин.

В Минпромторге объяснили Mashnews, что они на постоянной основе работают с производителями. С момента введения кода ОКПД2 на АРМ как недавно созданная Ассоциация производителей компьютеров и периферийного оборудования 26/20, так и давно действующее АНО «Вычислительная техника» вносили предложения относительно определения АРМ и требований к нему. По итогам отраслевой конференции, прошедшей 20-22 марта 2025 года, участники отрасли договорились о подходах по формированию требований к АРМ и представят предложения в Минпромторг.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!