Lada для Ирана: «АвтоВАЗ» осваивает новые рынки
В Иране скоро начнутся продажи двух моделей Волжского автозавода: речь идет о Lada Vesta и Vesta SW Cross, сообщает 18 февраля персидское издание Charkhan. На данный момент оба автомобиля получили необходимый для старта продаж сертификат, аналог российского ОТТС.

В качестве дистрибутора выступит компания Nika Motor, о том, когда у дилеров появятся первые «Весты», не сообщается.
На самом «АвтоВАЗе» пока не готовы прогнозировать возможные объемы продаж. «Сейчас машины поставлены для сертификации, идет её (сертификации – прим.ред.) процесс», - сообщил Mashnews руководитель пресс-службы Волжского автозавода Сергей Ильинский.
«Всю политику будет формировать наш партнер, могу лишь сказать, что мы, конечно, заинтересованы в присутствии на внешних рынках, там, где это экономически целесообразно», - добавил собеседник нашего издания.
Из Тольятти в Тегеран… и не только
Мнения опрошенных Mashnews экспертов по поводу успеха или неуспеха «Лады» в Иране разделились. Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин уверен, что этот ход со стороны «АвтоВАЗа» лишен всяческих перспектив: «Там есть свой автопром, и местные машины оснащены лучше, в них гораздо больше современных функций, при этом они дешевле». «Я думаю, успехи Lada Vesta в Иране будут заметны только под очень мощным электронным микроскопом», - иронизирует Шапарин.
«Иранский рынок давно был интересен «АвтоВАЗу», и в Тольятти этого никто не скрывал, - в свою очередь, считает главный редактор Quto.ru (входит в Rambler&Co) Максим Ракитин. – Вопрос заключается в том, насколько Vesta окажется лучше и дешевле, чем то, что производит сам Иран, а это в основном бывшие лицензированные автомобили. Есть и определенные технические отличия: у иранского автопрома есть своя автоматическая коробка передач, чего нет у нас. А у нас есть вариатор – хоть и, понятное дело, китайский».
По словам Ракитина, рынок в Иране закрыт и не избалован иностранными брендами в силу того, что страна вот уже 30 лет находится под жесточайшими санкциями – это немного упрощает «АвтоВАЗу» задачу. «Интересно, как будет развиваться история с Lada на фоне того, что делает SAIPA и Iran Khodro. По сути, автомобили, которые там выпускаются, не сильно отличаются от «Весты», вернее, это «Веста» не сильно отличается от иранской продукции. Ее основным конкурентным преимуществом должна стать цена – а пока с ценой большой вопрос».
Дело имиджа, а не прибыли
Параллельно с этим стало известно, что в Беларуси начались продажи удлиненного седана Lada Aura, пишет 18 февраля телеграм-канал «Автопоток». Они доступны в комплектациях Premier и Status, базовая версия стоит примерно столько же, сколько в России, около 2,6 млн. Антон Шапарин и здесь довольно категоричен: «Aura в Беларуси никому не нужна, т.к. можно привезти себе автомобиль из-за рубежа несколькими классами выше за те же самые деньги», - отмечает эксперт.
В данном случае Максим Ракитин согласен с коллегой, полагая, что на массовые продажи на белорусском рынке рассчитывать не стоит.
«Там попросту нет такого количества чиновников, и людей, которые готовы были бы сесть на этот автомобиль даже по принуждению Александра Григорьевича», - говорит он.
По мнению главного редактора Quto.ru, для «АвтоВАЗа» это больше «имиджевая» история. Немаловажно и то, что у собственного автопроизводителя в Беларуси, компании БЕЛДЖИ, есть свой (пусть в оригинале и китайский) седан, в прошлой своей жизни известный как Geely Emgrand. Он уступает по размерам «Ауре», однако если вдруг в Минске решат, вдохновившись опытом Москвы, пересадить чиновников на отечественные машины, шансов у Belgee S50 куда больше, чем у Lada Aura. Тем более что экс-Emgrand дешевле – в переводе на российские рубли с белорусских седан стоит менее 1,9 млн, разница в бюджете с удлиненной «Вестой» получается значительной.