Крыловский центр заплатит за задержку двигателей для ледокола «Якутия»
Задержка контракта стоимостью 2 млрд рублей обошлась Крыловскому государственному научному центру в 91 млн рублей неустойки. Балтийский завод требовал 670 млн, но Петербургский арбитраж решил, что завод пытается наказать научный центр за одно и то же дважды.
Решение вступило в законную силу 3 декабря. В этот же день губернатор Петербурга Александр Беглов и председатель Морской коллегии Николай Патрушев пообещали Крыловскому центру господдержку, - пишет «Деловой Петербург».
Договор, который в конце января 2020 года подписали Балтийский завод и Крыловский центр оценивается в 2,1 млрд рублей. За эту сумму центр обязался поставить для «Якутии» комплект системы электродвижения (СЭД), установить и испытать его. Система включает двигатель —такой, что сгорел на головном ледоколе проекта 22220 «Арктика» в феврале 2020 года, по поводу чего суды до сих пор не определили виновного. Оборудование на «Якутию» Крыловский центр должен был поставить до конца мая 2022 года, но опоздал, с чем и связан спор.
Балтийский завод решил наказать за задержку по полной, начислив, как указано в судебном решении, «неустойку за нарушение срока поставки комплекса СЭД и неустойку за нарушение сроков поставки входящих в СЭД позиций». В расчет неустойки завод включил весь комплект оборудования, а не только те его части, которые пришли с задержкой. Сумма иска оказалась внушительной: 460,3 млн рублей за нарушение конечного срока поставки, 208,4 млн за нарушение промежуточных сроков и 0,7 млн — штраф за все. Общие претензии верфи к Крыловскому ГНЦ — 669,4 млн, что составляет треть цены всего договора.
Судья Егор Шпачев назвал такие требования двойным взысканием, не соответствующим условиям договора: «неустойка должна взыскиваться от стоимости того оборудования, поставка которого просрочена, а не от стоимости всего комплекта… Неустойка за нарушение конечного срока поставки частей, а не всего комплекта составляет 90,1 млн рублей», — написано во вступившем 3 декабря в законную силу решении петербургского арбитража. Вместе со штрафом 0,7 млн Крыловский центр должен заплатить Балтийскому заводу почти 91 млн.
3 декабря, когда вступило в законную силу решение по спору Балтийского завода с Крыловским центр, его посетили губернатор Петербурга Александр Беглов и помощник президента России, председатель Морской коллегии Николай Патрушев. На встрече, в частности, обсуждался вопрос об оказании центру государственной поддержки для реализации программы финансового оздоровления.
«Обсуждены вопросы, связанные с проведением реконструкции некоторых объектов Крыловского центра. Отдельное внимание уделено программе финансового оздоровления предприятия, предусматривающей дополнительные меры государственной поддержки, в том числе субсидирование содержания не полностью загруженных объектов экспериментальной базы…» — процитировал отраслевой портал PortNews сообщение аппарата Николая Патрушева.
Исполнительный директор ООО «Северное море» (судостроительная компания из Ленинградской области) Елена Майданова отмечает, что российские компании уже готовы полностью обеспечивать верфи системами электродвижения.
«Сегодня это абсолютно решаемая задача, есть наработки и по винторулевым колонкам, и по генерации, и по двигателям. Спокойно можно отказаться от китайских поставщиков и осуществить все это силами современных российских компаний. Главное, не допускать стандартного подхода и не заказывать все у монополистов, которые никаким образом вообще не хотят отвечать за сроки, задирают стоимость и по факту стали в основном поставщиками обещаний и громких заявлений», — говорит руководитель «Северного моря».
Первый заместитель генерального директора ООО «Морские комплексные системы» (МКС) Лев Засыпко полагает, что задержки поставок электродвигателей для проекта 22220 простительны.
«Эти системы электродвижения создавались практически с нуля, потому что американская General Electric отказала в поставках из–за международных санкций. Система сложная, с функцией автоматического регулирования. Идет ледокол в свободной воде, по дробленому льду либо в режиме фрезеровки льда — везде требуется обеспечить заданные судоводителем ходовые характеристики. Система должна подстраиваться: лед — не лед, и так далее. Также она должна адаптироваться к техническому состоянию энергетической установки. С моей точки зрения, те, кто сумел в сравнительно короткий срок создать такие системы, имеют как минимум моральное право иногда опаздывать с их поставками», — считает руководитель МКС.
СПРАВКА
ФГУП «Крыловский государственный научный центр» основано в 1894 году, принадлежит государству в лице министерства промышленности и торговли. Это крупнейший в России институт, выполняющий работы для ВМФ и гражданского судостроения. Крыловский центр создал первую отечественную мощную (60 МВт) и высоковольтную (10,5 кВ) систему электродвижения для атомных ледоколов серии 22220, которая была установлена на «Арктике». В апреле 2020 года правительственная комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики включила Крыловский центр в отраслевой список в качестве системообразующих предприятий. Уставный капитал Крыловского центра составляет 10,2 млрд рублей, финансовые результаты не опубликованы.
Непубличное акционерное общество «Балтийский завод» зарегистрировано в 1992 году в Петербурге. Компания входит в государственную Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК). По итогам 2021 года ОСК владела 98,28% акций завода, более свежие данные в СПАРК не опубликованы. Основная продукция — ледоколы проекта 22220 и ледостойкие платформы. Выручка Балтийского завода за 2023 год составила 21,1 млрд рублей.