Крупного производителя ягод «Утконос» купила компания «Ново ягода»
Имущество «Утконоса» в Приозерском районе Ленобласти продали на банкротных торгах за 28 млн рублей. Его приобрел бывший собственник компании. Эксперты предполагают, что проблемы предприятия могли быть связаны с высокой кредитной нагрузкой.
Иллюстративное фото: Фонд развития Приозерского района.
Компания «Ново ягода» приобрела на торгах имущество, в которое входит цех фасовки сырья и оборудование для выращивания клубники и малины, пишет издание «Новый проспект».
Единственным собственником ООО «Ново ягода» указан Олег Тарасов, который, по данным сервиса «Контур.Фокус» ранее входил в состав владельцев компании «Утконос» (по заявлению предпринимателя, в марте 2024 года эти сведения являются недостоверными). Бизнесмен — сын Вадима Тарасова, партнера владельцев холдинга «Адамант». Олег Тарасов выступает совладельцем ООО «Центр на Коломяжском», ООО «Кировский пассаж», ООО «Заневский», ООО «Фрегат», ООО «Торговое сотрудничество-2». Ранее предпринимателю также принадлежало ООО «#Чистоягода» (под аналогичным брендом продукцию выпускал «Утконос»). Сейчас контакты ООО «Ново ягода» указаны на сайте производителя в соответствующем разделе.
Также Олег Тарасов за 1,5 млн рублей купил на торгах право требования к бывшему владельцу ООО «Утконос» Вячеславу Лейбману на сумму 15 млн рублей. Последнего в 2023 году признали банкротом из-за долга перед совладельцем Группы ЛСР Андреем Молчановым.
Генеральный директор ООО «Утконос» Дмитрий Литовский в телефонном разговоре с «Новым проспектом» сообщил лишь, что имущество «купили для того, чтобы работать». На дополнительные вопросы он отвечать не стал. Отправленный на почту компании запрос также остался без ответа.
Источник «Нового проспекта» на рынке выращивания ягод полагает, что «Утконос» не справился с кредитной нагрузкой, так как выращивание ягод туннельным способом требует больших затрат — от 20 млн рублей на 1 га.
Еще один собеседник в отрасли поясняет, что изначально у этой фермы было два основных партнера, у одного из которых возникли финансовые сложности (Вячеслав Лейбман. — Прим. «НП»), а второй, Олег Тарасов, давно работающий на этом рынке, решил выкупить активы.
Иск о признании банкротом ООО «Утконос» получило летом 2023 года. Сумма задолженности оценивалась в 205,6 млн рублей. Осенью была введена процедура наблюдения, а весной 2024 года компанию признали банкротом и ввели в ее отношении конкурсное производство.
Иллюстративное фото: Фонд развития Приозерского района.
Судя по соцсетям фермы, ее деятельность во время банкротных процедур не прекращалась. Сейчас она закрыта на зиму, и ее работа возобновится в новом сезоне 2025 года.
По объему выращивания ягоды «Утконос» можно назвать одним из крупнейших игроков в Ленобласти, на российском рынке компания занимает заметное место в сегменте свежей продукции для сетевой розницы, отмечает руководитель проекта «Ягодная академия» Ирина Козий.
ООО «Утконос» занимается производством клубники и малины под брендом «ЧистоЯгода». Ферма расположена в Приозерском районе Ленобласти. Ягода выращивалась туннельным способом, при котором она растет не в открытом грунте, а в лотках с торфом в теплицах. Объем производства составляет более 2 тонн ягод в день, говорится на сайте «ЧистоЯгода». Партнерам выступают магазины «Азбука вкуса», «Вкусвилл», «Перекресток», «Лента», EuroSpar, а также в сервис экспресс-доставки «Самокат» и другие торговые точки Москвы и Петербурга.
По информации правительства Ленобласти, первый урожай «Утконос» собрал в 2018 году. В 2020 году предприятие произвело 38,8 тонны малины, 14,5 тонны крупноплодной клубники и 209 кг мелкоплодной клубники.
По данным Ирины Козий, спрос на ягоду, особенно высокого качества, в России остается высоким. При этом данный бизнес требует больших стартовых инвестиций, и его участники сталкиваются с целым рядом сложностей, продолжает она. Во-первых, это высокая процентная ставка и слабая доступность льготного кредитования. Серьезное негативное влияние на развитие ягодной отрасли оказывает и кадровый голод, особенно это касается сезонных рабочих. Еще одна сложность — доступ к необходимым материалам, оборудованию, посадочному материалу и средствам защиты.
«В России пока производится очень мало материалов и оборудования для ягодной отрасли. А то, что выпускается в стране, в той или иной степени зависит от импорта комплектующих, сырья, оборудования и сложных технологий производства», — пояснила эксперт.