Круговорот шин в природе. «Татнефть» будет производить новые шины из старых
«Татнефть» намерена производить рециклинговые шины, сырьем для которых станут уже отработавшее свое покрышки. Таким образом компания получает синергию между собственными предприятиями и вплотную приближаетсяь к замкнутому циклу производства. Но, как говорят источники Mashnews в нефтехимической отрасли, это - вопрос будущего, так как на сегодняшний день нет технологии, позволяющий сделать надежную шину из ее «предшественников».
Резиновые чипсы
«Татнефть» создает сеть площадок для сбора и переработки отработанных автомобильных шин. Всего предполагается создание 17 площадок в разных городах, включая Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Красноярск, Пермь, Самара, Волгоград и Новосибирск.
Отмечается, что в Лениногорске (Татарстан), Зернограде (Ростовская область) и Кемерово переработка уже налажена, а еще на 10 участках смонитрованы линии по измельчению резины в так называемые «чипсы». Далее они перемалываются в крошку (монтаж соответствующих линий - это следующий этап), которая направляется на пиролиз. Из пиролизного конденсата, в свою очередь, извлекается изобутан. И уже из изобутана будет производиться изопреновый каучук, который используется в производстве рециклинговых шин.
«Переработка отработанной резины – один из экологических проектов «Татнефти» в рамках реализации принципов экономики замкнутого цикла», - говорится в сообщении компании.
«Татнефть» отмечает, что рециклинг снижает углеродный след и позволяет ликвидировать стихийные свалки. Безотходный технологический процесс при этом обеспечивает высокую экологическую безопасность.
«Рециклинг шин дает синергетический эффект для предприятий ПАО «Татнефть» от переработки резиновой крошки до переработки пиролизного конденсата на НПЗ «ТАНЕКО» и направления изобутана на завод «Тольяттикаучук» для производства изопренового каучука», - прокомментировала Mashnews генеральный директор Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора («НААНС-Медиа») Тамара Сафонова.
«Комплексный подход ПАО «Татнефть» по утилизации шин, выработавших свой ресурс, по использованию пиролизного газа в качестве топлива в производственном процессе и углеродного остатка как сырья для получения технического углерода - пример бережного отношения к природе и масштабного развития производственного потенциала страны», - считает Сафонова.
Замкнуть цикл
Просто выбросить шины нельзя - они считаются отходами IV класса опасности и подлежат непременной утилизации. В противном случае и физическим, и юридическим лицам может грозить штраф. А попросту сжигать шины - не самая лучшая идея, учитывая выбросы в атмосферу.
В 2022 году «Татнефть» в своей структуре создала Управление вторичных ресурсов, главными задачами которого стали как раз сбор и утилизация б/у-шин и резинотехнических изделий. В распоряжение Управления было предоставлено оборудование по переработке мощностью в 20 тыс. тонн в год, однако до недавнего времени «Татнефть» принимала шины лишь в Татарстане. В перспективе компания рассчитывает нарастить переработку до 400 тыс. тонн.
«Наш опыт взаимодействия с «Татнефтью» показывает, что компания уделяет серьезное внимание экологическим программам как таковым, вне зависимости от прикладной пользы конкретно для производства., - рассказал Mashnews исполнительный директор Ассоциации «ЭкоШинСоюз» Сергей Подойников. - У «Татнефти» есть много природоохранных программ, рассчитанных на годы вперед».
Шинная программа компании, по словам Подойникова, отличается от других подобных инициатив тем, что максимально близка к экономике замкнутого цикла производства. Объясняется это тем, что пул предприятий «Татнефти» весьма диверсифицирован. Что позволяет использовать на собственных заводах все продукты, которые могут быть получены из отработанных шин при пиролизе: пиролизную жидкость и пиролизный газ, углерод и чистый металлокорд (тогда как при производстве резиновой крошки, например, получается металлокорд, загрязненный резиной).
Пиролизный газ фактически питает сам процесс пиролиза. То есть сначала пиролизная установка запускается при помощи дизельного топлива, но далее работает на продукте, который сама же и выделяет. Пиролизная жидкость также может использоваться в качестве топлива.
«Причем обычно ее продают на ТЭЦ, но «Татнефть» - единственная, кому этого делать не надо, предприятия компании могут сами использовать пиролизную жидкость, - говорит Подойников. - Углерод может быть доведен до характеристик технического углерода и тоже идет в производство резинотехнических изделий. Металлокорд, как правило, идет на переплавку. Это замечательный пример замкнутой экономики».
СПРАВКА MASHNEWS
- Каждый год в России 1 млн тонн автопокрышек становятся отходами. Это данные Российского экологического оператора (РЭО).Утилизируется 40-50% отходов шин, или до 500 тысяч тонн ежегодно (По данным «Ведомостей» реально утилизируется порядка 150 тысяч тонн). 80 переработчиков шин представили данные в РЭО. В реальности их не меньше 200. Большинство предприятий утилизации выпускают продукцию низкого передела — крупная резиновая крошка, резиновые чипсы.
Реинкарнация шин откладывается
Но вот по поводу производства рециклинговых шин возникают вопросы. Дело в том, что хотя шины из синтетического каучука производятся довольно давно (кстати, это советское изобретение), он никогда не делался из отработанных шин, рассказал Mashnews источник в нефтехимической отрасли. Из них делается так называемый регенерат, который получается при девулканизации шинной резины. Но девулканизировать резину полностью до исходного состояния пока ни у кого не получалось, максимум, процентов на 80.
«То есть характеристики, свойства материала, его надежность при девулканизации понижаются, и применять регенерат для производства новых шин нельзя, ведь от них напрямую зависит жизнь людей на дороге», - поясняет собеседник Mashnews.
Поэтому к производству шин, к ингредиентам, которые добавляются, очень бдительное отношение. На сегодняшний день компании по всему миру лишь пытаются экспериментировать с добавлением продуктов переработки шин обратно в собственно шины, эти проекты пока на тестовых стадиях. А в Европе, плюс ко всему, компании вообще перерабатывают только шины своего собственного производства, что существенно усложняет процесс. У каждой компании своя рецептура, свои особенности технологических процедур, и производители шин не могут рисковать, используя стороннее сырье.
«Вероятно, инициатива «Татнефти» с рециклингом шин - это задел на будущее», - полагает источник.
«Татнефть» на момент сдачи материала не ответила на вопросы издания.
СПРАВКА MASHNEWS
- В марте 2023 года «Татнефть» официально стала владельцем 100% долей в шинном заводе финской компании Nokian Tyres, расположенном во Всеволожске Ленинградской области. Nokian Tyres сообщила, что получила за свой шинный бизнес в России от «Татнефти» 285 млн евро.
- Согласно договоренностям, предприятие «Татннефти» должно перестать использовать все товарные знаки Nokian Tyres, кроме бренда Nordman. Однако на практике шины в России продаются как с прежними названиями, так и с новым брендом Ikon Tyres.