Кредиторы Энгельсского локомотивного завода требуют взыскать миллиарды с его бывшего руководства
В Саратовской
области — новый виток скандала вокруг банкротного Энгельсского локомотивного
завода, который строили, чтобы производить локомотивы для Украины. Кредиторы
требуют привлечь его руководство к ответственности по долгам предприятия. Это
уже пытался сделать управляющий завода, оценив вину топ-менеджмента в 27,3 млрд
рублей. Но проиграл.
Фото: FreepikПодозрительный
покупатель
АО «Энгельсский локомотивный завод» (ЭЛЗ) было признано
несостоятельным в 2020 году. В январе 2023-го завод был продан с банкротных
торгов московскому АО «Интер карго компани» (ИКК). Эта компания владеет
железнодорожным подвижным составом, сдает, продает и ремонтирует вагоны и
локомотивы.
Продавать ЭЛЗ начали
с июня 2022 года со стартовой цены в 4,2 млрд рублей, но заявок никто не подал.
Покупателя удалось найти лишь с третьего раза. ИКК предложила
за производственные мощности локомотивного завода 2,85 млрд рублей при начальной
цене 3,83
млрд.
Кредиторы ЭЛЗ считают, что конкурсный управляющий завода
Александр Панин должен требовать привлечения к субсидиарной ответственности
бывших руководителей предприятий. Об этом говорится
в отчете об итогах собрания комитета кредиторов, опубликованном 18 декабря на
Федресурсе.
Свое решение кредиторы мотивируют тем, что появились «новые
обстоятельства», касающиеся продажи актива: выяснилось, что покупатель
«предположительно аффилирован с бенефициарным владельцем должника».
Заодно кредиторы решили не платить управляющему проценты по
вознаграждению, так как его личного вклада по наполнению конкурсной массы ЭЛЗ
нет. В августе 2023 года Панин попросил
назначить ему проценты в размере 58,77 млн рублей.
Управляющий 21 декабря потребовал
признать решение комитета кредиторов недействительным.
СПРАВКА
АО «Интер карго
компани» учреждено в 2009 году в Москве. Гендиректор ИКК Гаджи Муртазалиев до
февраля 2023 года руководил столичной компанией ООО «Энгельсский локомотивный
завод». Как следует из ее учредительных документов, она производит
железнодорожные локомотивы и подвижной состав. Владельцами ее значатся ИКК и
ЗАО «Новые инвестиции» (гендиректор ЗАО — Ирина Гамзалова).
Руководители ИКК и
«Новых инвестиций» входят в совет директоров энгельсского АО «Завод
металлоконструкций», следует из годового отчета этого завода за 2022 год. Завод производит грузовые вагоны и
локомотивы, мостовые и строительные металлоконструкции. Совладелец АО —
Станислав Гамзалов. Ему, а также Джахпару и Ибрагиму Гамзаловым, принадлежит
еще несколько предприятий такого же рода деятельности. Станислав Гамзалов
возглавлял совет директоров АО «ЭЛЗ» и был «основным косвенным акционером»
этого предприятия, говорится в материалах банкротного дела завода.
Первая попытка
провалилась
Александр Панин уже пытался привлечь экс-топов ЭЛЗ к
субсидиарной ответственности, но проиграл в трех инстанциях. В апреле 2023 года
Арбитражный суд Поволжского округа отказал
управляющему, который требовал взыскать с ответчиков более 27,29 млрд рублей
убытков завода.
По мнению управляющего, руководство предприятия должно было
еще в 2014 году подать заявление о банкротстве ЭЛЗ, так как уже тогда было
очевидно, что завод оказался в финансовой яме. Его убытки в тот год составили
46,2 млн рублей против 24,8 млн в 2013-м. В 2015 году они достигли 350,1 млн
рублей, а к 2021-му превысили 10,32 млрд.
Но суд не усмотрел вины топ-менеджмента ЭЛЗ в финансовом
крахе предприятия.
В числе ответчиков
значились: зампред саратовского правительства, депутат Госдумы Александр
Стрелюхин (возглавлял ЭЛЗ с мая по ноябрь 2014 года), Иван Панков (гендиректор
ЭЛЗ с апреля по май 2014-го и с ноября 2014 года по декабрь 2020-го, член
совета директоров), члены совета директоров Станислав Гамзалов, Вячеслав
Райдугин, Валентин Нерсесян, Джахпар Гамзалов. А также два юрлица: компании
«Рафелар Холдингс Лимитед» (владел 42,55% акций ЭЛЗ), «Волкам Трейдинг Лтд.»
(42,55% акций).
Энгельсский локомотивный завод был создан на кредиты
«ВЭБ-лизинга»: в 2012-2013 году он кредитовал проект строительства завода. Это
было совместное предприятие «ВЭБ-лизинга», канадского концерна Bombardier и ООО
«Первая локомотивная компания». Предполагалось, что на платформе Bombardier ЭЛЗ
будет выпускать в год по 150 локомотивов «Князь Владимир», которые смогут
работать как на постоянном, так и на переменном токе. Их планировали продавать
в Украину, следует
из материалов дела.
Однако после присоединения Крыма к России в 2014 году этот
канал был потерян. Владельцы попытались переориентировать завод на внутренний
рынок. Открывшийся в 2015 году ЭЛЗ выпустил два опытных электровоза, начались
сертификационные испытания. Но в феврале 2019-го ОАО «Российские железные
дороги» отказалось
покупать энгельсскую новинку.
Возвращать кредит оказалось не из чего, и через год
«ВЭБ-лизинг» инициировал банкротный процесс ЭЛЗ. Обязательства ЭЛЗ на тот
момент составляли 15,4 млрд рублей, в реестр требований кредиторов было внесено
более 9,84 млрд.
Ни новый владелец, ни сам ЭЛЗ не
ответили на вопросы Mashnews
о том, что производит завод и каковы его планы на
будущее. В Минпромэнерго Саратовской области сообщили, что завод «является действующим предприятием», что «с февраля 2023 г. по настоящее время объем выпуска продукции существенно вырос» и «на 2024 год планируется объем выпуска товарной продукции на уровне не ниже 2023 года с тенденцией к расширению номенклатуры».
В марте текущего года на сайте завода появилось сообщение
о «запуске машиностроительного предприятия», а в июне — о наборе рабочего
персонала. То есть цеха не простаивают. Выручка предприятия в 2022 году
составила 4,2 млн рублей, чистый убыток — 234,4 млн.
Электровоз 2ЭВ120-001 (Князь Владимир) на выставке ЭКСПО-1520. 2015 год. Фото: Xenotron / WikimediaСпорная
ответственность
Опрошенные Mashnews
эксперты разошлись во мнениях насчет того, можно ли взыскать с экс-топов завода
убытки. Одни допускают, что аффилированность покупателя с банкротным заводом
может стать поводом для пересмотра целого ряда судебных актов «по вновь
открывшимся обстоятельствам».
«В субсидиарке, правда, редки случаи пересмотра (кредиторы
еще не распробовали этот инструмент), а вот в оспаривании сделок и включении
требований кредиторов в реестр механизм, предусмотренный статьей 311 АПК РФ,
используется повсеместно. У меня лично суды несколько раз пересматривали
судебные акты в подобных случаях», — поделился адвокат Вячеслав Голенев,
управляющий партнер АБ «Адвокаты: Голенев и партнеры».
По его словам, отказывая во включении в реестр кредиторов и
признавая сделки банкрота недействительными, суды ссылаются на то, что сторона,
не раскрывшая информацию о заинтересованности, злоупотребила правом.
Но Елена Кравцова, партнер ProLegals, не видит шансов на
привлечение бывшего руководства ЭЛЗ к ответственности.
«Приобретение имущества банкрота с торгов само по себе не
образует состава для субсидиарной ответственности, даже если приобретателем
выступает связанное с должником лицо», — поясняет она.
Суд довольно подробно и, судя по тексту судебных актов,
справедливо, оценил доказательства и не согласился с управляющим, отмечает Елена
Менде, адвокат, партнер коллегии адвокатов «Смоленка, 33». Так, суд указал, что
завод находился под полным контролем ВЭБа и его аффилированных компаний. К тому
же руководство и акционеры ЭЛЗ не могли повлиять на внешние обстоятельства —
изменение отношений Украины и РФ. Рисковый характер инвестпроектов очень часто
является основанием для освобождения от субсидиарной ответственности, говорит
Елена Менде.
Правда, возможно, в представленных суду документах есть
информация об аффилированности каких-либо контрагентов к должнику — это меняет
дело, добавляет Елена Кравцова. Но все же маловероятно, чтобы были пересмотрены
решения по субсидиарке или продаже завода: участие аффилированных с должником
лиц в торгах не запрещено. Чтобы отменить результат торгов, нужно выяснить, повлияла
ли аффилированность на возможность иных, независимых лиц принять участие в аукционе,
считает Елена Менде.
Лишить конкурсного управляющего процентов у кредиторов тоже
вряд ли выйдет, предполагают эксперты.