Космодром Восточный обеспечат электричеством для ракет «Амур-СПГ»
Космодром Восточный усиливает энергоснабжение - ПАО «Россети» объявило два тендера на общую сумму 3,3 млрд рублей. За эти деньги к космодрому не только проведут линии электропередач, но и восстановят порубленные леса. Эксперты полагают, что работы касаются стартовой площадки для ракет «Амур-СПГ».

Сети и леса
9 декабря 2024 года был выполнен контракт на проектно-изыскательские работы по строительству воздушной линии 220 кВ протяженностью 60 километров для энергопринимающих устройств космодрома «Восточный». Его заключили еще в июне 2023 года, работы за 92 млн рублей выполнили компании «ЭнергоСтройКомплекс» (Москва) и «Энерго-Юг» (Ростов-на-Дону).
Теперь ПАО «Россети» объявило два тендера на строительство спроектированной линии энергоснабжения. Первый конкурс касается разработки рабочей документации, его цена составила 452 млн рублей. Победителем 6 февраля признали екатеринбургское АО «Электроуралмонтаж».
Второй тендер подразумевает строительство электросетей и проведение работ по лесовосстановлению. За это «Россети» заплатят 2,9 млрд рублей. 6 февраля победителем этого конкурса также стала компания «Электроуралмонтаж», но работать она будет в содружестве с АО «УЭСК» (Екатеринбург).
При реализации подобных проектов необходимо закладывать средства на восстановление окружающей среды, пояснил Mashnews старший преподаватель Финансового университета, аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.
«Если вы нанесли окружающей среде ущерб, то он подсчитывается по соответствующей методике, после чего вы должны восстановить то, что у природы было взято. Система достаточно простая. Основной вопрос там: как рассчитать ущерб? Как я понимаю, будут вырубать лес под линии электропередач. Все зависит и от категории земель, где пойдут линии электропередач. Если эти земли входят в земли лесного фонда, то соответственно, нужно компенсировать нанесенный ущерб. А если бы территория была охраняемая, то там вообще ничего нельзя строить», — уточнил Перов.
СПРАВКА MASHNEWS
- Победители объявленных «Россетями» конкурсов:
- АО «Электроуралмонтаж» (Екатеринбург) создано на основе Уральского государственного треста по электромонтажу электростанций и подстанций. Выручка по итогам 2023 года - 11,4 млрд рублей, чистая прибыль - 854 млн рублей.
-
АО «УЭСК» (Екатеринбург)
специализируется на организации электроснабжения промышленных объектов. Выручка
за 2023 год - 10,3 млрд рублей, чистая прибыль - 363 млн рублей.
Первый и второй этапы строительства
Указ о строительстве космодрома Восточный Владимир Путин подписал в ноябре 2007 года. Заказчиком работ выступала госкорпорация «Роскосмос». Строительство первой очереди стартовало в 2012 году. Завершили его к апрелю 2016 года.
В рамках первой очереди к 2016 году возвели стартовый и технический комплексы для запуска ракет среднего класса типа «Союз-2» с автоматическими космическими аппаратами. Всего было построено 19 объектов космодрома.
Первый этап строительства неоднократно привлекал внимание надзорных ведомств и правоохранительных органов. По данным Генпрокуратуры России, с 2014 по 2018 год она выявила 17 тыс. различных нарушений при возведении космодрома. Среди них фигурировали хищения бюджетных средств, затягивание сроков строительства, невыплата зарплат. К ответственности привлекли более 1 тыс. человек. По фактам нарушений возбудили 140 уголовных дел, ущерб оценили в 11 млрд рублей.
Вторая очередь строительства Восточного предусматривала создание стартового комплекса для ракет-носителей семейства «Ангара». Подготовка к строительству стартовала в августе 2017 года. Тогда на космодром прибыли 48 вагонов технологического оборудования. Строительные работы начались в июне 2019 года, а в декабре стартовал монтаж оборудования. Первый запуск ракеты «Ангара» с космодрома Восточный планировалось произвести в декабре 2023 года, однако его пришлось перенести.
В итоге первый пуск тяжелой ракеты-носителя «Ангара-А5» с космодрома Восточный состоялся 11 апреля 2024 года. Она вывела на орбиту разгонный блок «Орион». Пуск ракеты состоялся лишь с третьей попытки, поскольку 9 и 10 апреля старт отменила автоматика.
Третья очередь
Строительство третьей очереди космодрома Восточный для ракет-носителей среднего класса «Амур-СПГ» планировали начать в 2022 году. Еще в 2021 тогдашний генеральный директор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заявил, что первый пуск двухступенчатой ракеты среднего класса «Амур-СПГ» с космодрома Восточный планируется в 2026 году. Ракета будет иметь многоразовую (до десяти раз) возвращаемую первую ступень, оснащенную двигателями РД-0169, которые работают на кислороде и сжиженном природном газе (метане). Согласно планам, она должна сменить ракеты «Союз-2», которые используют в текущий момент.
В базе госзакупок имеются сведения о контракте на создание космического ракетного комплекса тяжелого класса на космодроме Восточный (шифр: ОКР «Амур»). Его цена составила более 44 млрд рублей. Исполнителем выступает Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева. Сроком завершения работ указывается 25 декабря 2025 года.
Помимо этого, в базе есть информация о контракте на создание на Восточном эскизного проекта космического ракетного комплекса с ракетой-носителем среднего класса на сжиженном природном газе (шифр ОКР: «Амур-СПГ»). Его объявили еще в 2020 году, цена составила 407 млн рублей. Контракт исполнило АО «РКЦ Прогресс».
В базе есть и еще одна интересная закупка, которая может иметь отношение к площадке для запуска ракет «Амур-СПГ». ООО «Газпром Гелий Сервис» в 2022 году разместило сведения о закупке у единственного поставщика работ по строительству комплекса сжижения природного газа (КСПГ) производительностью 1,5 т/час в Амурской области. Его цена составила 1,36 млрд рублей.
На сайте Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) опубликована актуальная информация о нескольких десятках вакансий на Восточном. На объект требуются как неквалифицированные рабочие, так и инженеры. Похоже, число сотрудников космодрома, которые проживают в городе Циолковский (бывший Углегорск) примерно в 15-и километрах от него, в ближайшее время увеличится.
В техническом задании нынешних контрактов от ПАО «Россети» на строительство воздушных линий электропередач уточняется, что брать свое начало линии будут недалеко от города Свободный. Он располагается примерно в 40 километрах от Циолковского и в 50 — от космодрома Восточный.
Куда тянут линию
Раз космодром был введен в эксплуатацию и запуски с него уже были, то значит, вся система электроснабжения на космодроме есть в достаточном объеме, объяснил Mashnews генеральный директор НП ПЖК «МежРегионРазвитие» Владислав Воронков, эксперт по вопросам ЖКХ, энергетики и электроснабжения.
«Скорее всего, воздушные линии электропередач строят на новые цеха, новые линии, вспомогательные помещения, вспомогательные комплексы. Это говорит о расширении объекта и увеличении количества обслуживающего персонала. Возможно, делается это под запуск третьей очереди космодрома для ракет-носителей среднего класса «Амур-СПГ»», — отметил Воронков.
По словам Сергея Пехтерева, акционера компании «Ка-Интернет» и эксперта по спутниковой связи и космосу, если на космодроме сейчас строится новая площадка под «Амур-СПГ», то туда обязательно нужно тянуть линию. Эксперт предположил, что новую линию электропередач возводят для нужд космодрома, а не для жилых кварталов для сотрудников.
«В городе Циолковский уже есть линия, там давно живут сотрудники космодрома. И выключение света в жилых кварталах не так критично, как внезапное отключение электричества на стартовой площадке», — подчеркнул Пехтерев.
Воронков уточнил, что автономность работы космодрома «Восточный» на сегодняшний день, наверное, — стратегическая задача для страны. На объекте все должно быть автономно, спрятано под землей (таковы требования) — для того, чтобы работа космодрома не зависела от внешних факторов. Однако для обеспечения электроэнергией жилых и рабочих помещений допустим внешний источник.
«Тянуть линии электропередач из другого субъекта либо делать их достаточно большой протяженностью — это не то чтобы затратно, это достаточно опасно. Я не говорю про сложные моменты, связанные с угрозами. Здесь опасны просто аварии на сетях. Чем дальше источник, тем больше времени тратится на поиск и ликвидацию повреждений. И самое главное — больше ресурсов тратится на охрану этих линий», — добавил Воронков.
По словам Пехтерева, на космодроме, безусловно, должно быть предусмотрено резервирование. Поскольку протяженность воздушных линий, согласно техническому заданию, составляет всего 60 километров, то скорее всего, это делается для обеспечения резервного питания. Грубо говоря, где-то недалеко от космодрома проходит магистральная ЛЭП и от ее подстанции тянут на 60 километров воздушные линии — для того, чтобы зарезервировать электропитание на космодроме.
«Может быть, на космодроме сейчас есть одна или две линии электроснабжения, и делается задел на будущее развитие объекта и рост его энергопотребления. Естественно, под линию прорубается просека и по ней самым простым и дешевым способом тянутся кабеля — за счет подвеса кабеля на опорах. Это не самые большие инвестиции», — отметил Пехтерев.