Компания холдинга «Акрон» наказала Балтийский завод за неоплату стали для атомных ледоколов
Московская компания «РМИ–Сталь» (входит в металлургический холдинг «Акрон») завершила серию судебных споров против Балтийского завода. Общая сумма контрактов, ставших поводом для претензий, составила 312 млн рублей.
Участники рынка отмечают тенденцию: Балтийский завод не платит, пока его подрядчики не обращаются в арбитраж, пишет «Деловой Петербург».
Балтийскому заводу следует выплатить компании «РМИ–Сталь» 40,6 тыс. евро (в рублях по курсу на момент выплаты) и 10,4 млн рублей за сталь для «Якутии» и «Чукотки», поставленную в 2021–2023 годах на общую сумму 0,9 млн евро, что на тот период соответствовало 84,1 млн рублей.
Собственно долг составляет всего 10 тыс. евро, остальное — неустойка и убытки в виде курсовой разницы — контракт заключен в евро с условием оплаты в рублях по текущему курсу ЦБ. Такое решение Арбитражный суд Санкт–Петербурга и Ленинградской области опубликовал 21 ноября.
Попытка Балтийского завода убедить суд в том, что изменение курса валюты не может считаться убытком, ни к чему не привела.
«В рассматриваемом случае изменение курса на дату платежа обусловлено… несвоевременной оплатой», — написано в мотивированной части судебного решения.
Это решение завершило последний из четырех споров, в которых «РМИ–Сталь» требовала от производителя мощнейших в мире атомных ледоколов расплатиться за поставки металла.
В апреле 2023 года дочернее предприятие холдинга «Акрон» попыталась взыскать с Балтийского завода 13 млн рублей задолженности за партию медных катодов общей стоимостью 48,4 млн рублей для дальневосточного судостроительного комплекса «Звезда» (контролируется «Роснефтью»). Суд иск отклонил, решив, что причиной просрочки платежа стала «Звезда», не расплатившаяся вовремя с Балтийским заводом.
В прошлом декабре «РМИ–Сталь» отсудила у петербургской верфи 0,9 млн рублей неустойки за просрочку платежа по контракту на поставку металла на 23,8 млн рублей. Сам долг Балтийский завод погасил во время арбитражного спора.
В феврале 2024 года «РМИ–Сталь» взыскала с Балтийского завода 17,7 млн рублей за просрочку платежа по контракту на 150 млн. Первоначальная сумма иска составляла 82,4 млн рублей, но пока длился спор, завод погасил большую часть долга.
Все решения, кроме последнего, вступили в законную силу.
«АО «Балтийский завод» осуществляет перечисление денежных средств поставщикам/контрагентам/подрядчикам с учетом особенностей доведенных лимитов бюджетных обязательств по государственным контрактам, а именно через казначейское либо банковское сопровождение… Отдельные договоры содержат в себе обусловленное исполнение обязательства по перечислению денег после получения от заказчика. В частности, в отдельных договорах с ООО «РМИ–Сталь» присутствует такая оговорка», — сообщили «ДП» в пресс–службе завода.
На судостроительном рынке сложилось мнение, будто Балтийский завод систематически не расплачивается с подрядчиками до тех пор, пока они не обратятся в арбитраж.
Исполнительный директор ООО «Северное море» (судостроительная компания из Ленинградской области) Елена Майданова поддерживает такую точку зрения.
«Ситуация именно такая, достаточно посмотреть статистику арбитражных споров. Дефицит денежных средств покрывается за счет поставщиков. Таким же способом Балтийский завод склоняет поставщиков к отказу от пеней и штрафов по договорам в обмен на обещания сократить в будущем сроки оплаты по мировым соглашениям, которые могут быть заключены в рамках судебных споров. При этом Балтийский завод прикрывается в том числе невозможностью снять деньги службой судебных приставов со своих специальных счетов в рамках гособоронзаказа», — говорит руководитель «Северного моря».
По мнению совладельца и генерального директора ООО «Морские комплексные системы» (МКС, является подрядчиком Балтийского завода) Павла Зубкова, большинство подобных ситуаций возникает из–за отсутствия достаточного финансирования у верфей от заказчиков.
«Ситуация порочная, она сдвигает сроки исполнения заказов, возникают конфликты, соисполнители верфей даже вынуждены банкротиться. Ведь налоги платятся вперед, не важно, получил ли подрядчик деньги от заказчика. Необходимо платить зарплаты сотрудникам. За нарушение этих двух правил генерального директора подрядчика могут привлечь к уголовной ответственности. Большинство заказов для верфей убыточны — уже это ведет к конфликтам с соисполнителями. Сроки увеличиваются, стоимость возрастает, руководители предприятий вместо своей основной производственной деятельности занимаются поиском источников финансирования, которые нужно будет оплачивать с процентами, и убеждением подрядчиков работать без оплаты. Мое мнение: цена судна должна быть изначально справедливой, а платежи по этапам должны быть точно в срок», — говорит руководитель МКС.
СПРАВКА
Непубличное акционерное общество «Балтийский завод» зарегистрировано в 1992 году в Петербурге. Компания входит в государственную Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК). По итогам 2021 года ОСК владела 98,28 % акций завода, более свежие данные в системе СПАРК не опубликованы. Основная продукция — ледоколы проекта 22220 и ледостойкие платформы. Выручка Балтийского завода за 2023 год составила 21,1 млрд рублей.
ООО «РМИ–Сталь» зарегистрировано в 2005 году в городе Тольятти Самарской области. Компания принадлежит АО «Акрон Скрап», которое входит в «Акрон Холдинг», один из крупнейших в России вертикально интегрированных промышленно–металлургических холдингов полного цикла. «РМИ–Сталь» специализируется на поставках нержавеющего проката, свои финансовые показатели в системе СПАРК не публикует.