Комбайны избавляются от водителей. Но пока медленно
Использование беспилотных тракторов и комбайнов до 60% повышает производительность и урожайность. Однако, хотя российские цифровые решения не уступают мировым, отечественные аграрии не слишком охотно их внедряют: у сельхозпредприятий нет специалистов, которые способны обслуживать IT-новинки.
За рулём робот-механизатор
Ростсельмаш, крупнейший в России производитель сельхозтехники, на открывшейся 10 июля в Екатеринбурге выставке «Иннопром-2023» представил свою разработку: «РСМ Агротроник Пилот 1.0». Это интеллектуальная система, которая с помощью спутниковой связи управляет комбайном, трактором, опрыскивателем или другой машиной. Оператор может контролировать её работу на расстоянии до пяти километров.
Благодаря координации действий техники, с помощью этой системы удаётся на 23% ускорить полевые процессы. Точная наводка с погрешностью 2,5 см позволяет обработать всю площадь посева без потерь.
А модификация «РСМ Агротроник Пилот 1.0 электроруль», которую Ростсельмаш вывел на рынок в апреле 2023 года, ещё и самостоятельно выполняет развороты техники на концах отрезка пути. Она отличается от «РСМ Агротроник Пилот 1.0» тем, что вместо интеграции в гидравлическую систему рулевого управления устанавливается непосредственно на рулевую колонку. Это позволяет ставить её на технику прямо в поле — на это уходит три-четыре часа.
В результате использования «автопилота» производительность комбайнов увеличивается на 30%, тракторов — на 60%. Кроме того, меньше расходуется горюче-смазочных материалов и можно запускать технику в ночь — качество работы от этого не страдает.
Системы автоуправления помогают механизатору, вынужденному работать 10–12 часов, следить за десятками параметров техники, поясняют в Ростсельмаше.
«В пример можно привести нашу систему »РСМ Ночное видение«. Она помогает обнаруживать скрытые от глаз механизатора объекты. Причём техника, оснащённая системой, видит до 1,5 км. В результате механизатор более уверенно увеличивает скорость движения, за счёт чего повышается производительность выполняемых работ до 30%», — комментирует производитель.
Платформу мониторинга «РСМ Агротроник» Ростсельмаш устанавливает в базовой комплектации на все свои агромашины. К ней подключено уже более 17 тыс. единиц техники, сообщили в компании. А в июне этого года холдинг запустил в серийное производство модернизированный трактор 2400 мощностью до 433 л. с. с системой автоуправления «РСМ Агротроник Пилот 1.0».
В Ростсельмаше рассказали MASHNEWS о результатах эксплуатации машин с этими системами: за смену комбайн обрабатывает 43,5 га, в то время как такой же без цифрового помощника — только 33,4 га. Первый завершил уборочный сезон на 3,5 дня (или на 23%) быстрее, чем второй. Кроме того, за смену за счёт сокращения потерь от самоосыпания комбайн с цифровой аппаратурой собирал на 3% больше зерна. За сезон вышло 89 тонн зерна.
«Агропилоты» вооружаются лазером
Фото: Роскосмос
Беспилотники набирают популярность в агропроме. Ими увлеклось и НПО автоматики имени академика Н.А. Семихатова (входит в ГК «Роскосмос»). Оно также представило на «Иннопроме-2023» новинку — комплекс приборов автопилота для сельхозтехники.
Раньше НПО поставляло такие системы только производителям сельхозмашин, теперь такие приборы могут приобрести и сами фермеры, чтобы оснастить ими свои тракторы и комбайны. Компьютер, который устанавливается на технику, рассчитывает траекторию и скорость движения машины, подруливает и разворачивает её.
По информации производителя, для управления машиной система может использовать либо гидрораспределители, либо подруливающее устройство — оно устанавливается на рулевой вал.
Свой вариант системы автопилотирования предлагает компания Cognitive Pilot (на 70% принадлежит российскому разработчику программного обеспечения Cognitive Technologies, 30% — у Сбера). Её решение основано не на спутниковой навигации, как у Ростсельмаша, а ориентируется на местности с помощью искусственного интеллекта.
Система Cognitive Agro Pilot распознаёт образы на пути движения. В отличие от GPS-систем, такой вариант, уверяет производитель, способен реагировать на неожиданно возникшие препятствия: животных, людей, предметы. Кромку поля он также определяет с помощью видеокамер.
«Агропилот» можно устанавливать на любую технику. Он позволяет снять с водителя наиболее сложную работу по управлению движением и сосредоточиться на контроле за выполнением сельхозопераций. Робот также позволяет повысить производительность за счёт более точной обработки поля. Обычно погрешность при обработке — минимум 30 см, «умные» системы сокращают её до 1–2 см, утверждают в Cognitive Pilot. К тому же на качество работы не влияет снижение видимости в ночное время, запылении и прочих погодных помех.
По оценке производителя, использование Cognitive Agro Pilot позволяет повысить производительность техники до 30-40%.
Сегодня в России работает более 1500 «умных» комбайнов и тракторов. «Автопилотами» Cognitive Pilot серийно комплектуются тракторы «Кировец» Петербургского тракторного завода. Кроме того, Cognitive Pilot экспортирует свои «автопилоты» в 12 стран мира, включая США, Канаду, страны Евросоюза, Латинской Америки, Азии и СНГ.
Цифровые тормоза
Фото: Ростсельмаш
Цифровизация — главный тренд мирового агропрома. Производители техники и оборудования стремятся с её помощью снизить влияние человеческого, а также климатического и погодного факторов. Рутинные операции переводятся в автоматический режим, люди освобождаются для других задач.
Однако в России этот процесс идёт медленнее, чем во многих других странах, признал Андрей Колесников, глава Ассоциации интернета вещей, выступая 20 июня 2023 года на форуме «Цифровизация сельского хозяйства 2023».
Лидеры по цифровизации агропрома — Европа, США и Канада: здесь новые IT-технологии проникли уже в 61–62% хозяйств, сообщил Андрей Колесников, ссылаясь на исследования компании McKinsey. В странах Южной Америки — 50%. В России — всего 16%, подсчитали аналитики АНО «Цифровая экономика» (по данным Agrotech Hub фонда «Сколково», этот показатель вдвое ниже). Только 34% участников агрорынка готовы использовать цифровые возможности в ближайшее время.
Главная проблема в том, что потенциальные заказчики не знают о том, какие решения предлагают производители, полагают в АНО «Цифровая экономика». Кроме того, у сотрудников агропредприятий не хватает квалификации, чтобы правильно использовать IT-новации.
«Сельхозпредприятия с точки зрения привлекательности для IT-специалистов не выдерживают никакой конкуренции с передовыми отраслями в виде банков и IT-компаний. Это главный сдерживающий фактор цифровизации АПК», — считает Наталья Чернышёва, директор Agrotech Hub Фонда «Сколково».
Кроме того, для получения максимальной эффективности мало просто внедрить цифровые решения на предприятии, нужно ещё и перестроить в соответствии с этим бизнес-процессы. А этого не делает большинство хозяйств: одни не осознают необходимости, другие не знают, как к этому подступиться. В результате они не достигают результата, которого ожидали от новаций.
Екатерина Потапова, заместитель гендиректора Центра цифровой трансформации АПК при Минсельхозе России, одним из серьёзных барьеров для развития цифровизации в агропроме считает нестыковку данных.
Производители используют разный формат данных для своих продуктов, в результате настраивать технику крайне сложно. «Если аграрий захочет перейти с одной системы на другую, у него возникнут трудности», — отмечает Екатерина Потапова.
Плюс есть принципиальные отличия между российскими и зарубежными агрегатами. По оценке центра, 40–50% машин в российском АПК — импортные. В этих условиях разработка российского стандарта по обмену данными между техникой и программным обеспечением не решит проблему, считает Екатерина Потапова. Помочь в этом могло бы создание единого справочника терминов, общедоступной системы, где была бы собрана подробная информация о различных цифровых решениях для агропрома.
Большое разнообразие продуктов, которые не сочетаются между собой, — общемировая проблема, говорит Екатерина Потапова. Поэтому потребность в выработке общих стандартов есть, и все страны, которые заинтересованы в цифровизации, сейчас в самом начале этого пути.
Россия тоже может встроиться в этот процесс. Правда, из-за СВО сейчас вряд ли получится скооперироваться с западными странами, поэтому Минсельхоз намерен начать с тех государств, которые РФ считает дружественными.