Когда утиль – не утиль. Российский авторынок ждет новый скачок цен
В России вырастет утилизационный сбор на автомобили. Дата уже определена – 1 октября 2024 года с дальнейшим увеличением в 2025 году. Это приведет не только к существенному росту стоимости импортируемых в нашу страну машин из Китая, но и удорожанию продукции отечественного автопрома.
Lada по цене BMW
О доступных автомобилях, как российских, так и китайских, можно забыть: Минпромторг планирует увеличить утильсбор сразу вдвое. Проект соответствующего постановления опубликован на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Сейчас он проходит антикоррупционную экспертизу.
Минпромторг предлагает повысить ставку для машин с двигателями от одного до двух литров с текущих 300 тысяч рублей до 556 тысяч, в 2025 году – до 667 тысяч.
По более мощным импортным автомобилям это ударит еще больше: ставка для машин с 3-3,5-литровыми моторами вырастет сначала до 1,795 млн рублей, потом – до 2,153 млн рублей. Несложно предсказать, насколько именно подорожают любые машины, ввозимые в России из-за рубежа, не только Китая. Вопрос: когда именно это произойдет, и, возможно, у покупателей еще есть время?
«Осенью принципиально ничего не изменится – рынок сейчас не продавца, а покупателя, на складах дилеров стоит огромное количество нереализованных автомобилей. Мгновенных изменений не увидим, - прогнозирует главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. - Но очевидно, что с повышением утилизационного сбора будет переписан ценник. Все это будут делать по-разному: кто-то по моделям, кто-то по брендам, кто-то постепенно, кто-то одномоментно. Дилеры и производители на себя эту финансовую нагрузку совершенно точно не возьмут».
Самое главное, отмечает эксперт: поскольку ценовой ландшафт изменится, соблазн повысить цены появится и у отечественных автозаводов.
«Всегда же есть объективные причины и объяснения: рост стоимости трудовых ресурсов, рост стоимости материалов, комплектующих. Когда вокруг жесткая конкуренция, стараешься держаться до последнего, когда же вокруг все переписывают ценник, следуешь за ними», - говорит собеседник Mashnews.
Преференции для «АвтоВАЗа»
«Введенный в качестве компенсации снижения пошлин на импорт автомобилей при вступлении России в ВТО, этот сбор не имеет с утилизацией старых автомобилей ничего общего», - напоминает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
Государству нужны деньги в бюджет, для этого и запускали китайских поставщиков, чтобы потом поднять утилизационный сбор, комментирует глава Федерации автовладельцев России Сергей Канаев.
«Защищать отечественные заводы таким образом – всё же перекос. Не говоря уже о таком росте, сразу на 50-70%! Стимулировать надо за счет других мер, поддерживать тех, кто локализован здесь по-максимуму. Локализация – абсолютно правильный путь, по которому шел в свое время и Китай. Должен быть баланс на рынке, чтобы и китайских производителей не пугать постоянными повышениями, и поддерживать отечественных. Это называется добросовестная конкуренция», - говорит Канаев.
Но, возможно, повышение ставок в рамках утилизационного сбора и есть попытка максимально локализовать производство в России, отойдя, наконец, от порочного принципа отверточной сборки? Крайне сомнительно, считает Антон Шапарин.
По его словам, китайцы используют минимальную локализацию только для того, чтобы обойти запреты и выйти на новые рынки. Соответствовать российским требованиям, согласно которым необходимо производить здесь максимальное количество компонентов, концернам из КНР неинтересно, более того, противоречит их принципам. Поэтому загрузить отечественные предприятия, перестроив их на выпуск китайских машин по полному циклу производства, выглядит утопией.
Покупать – будут
Впрочем, даже если с локализацией дела так и не сдвинутся с мертвой точки, бюджет в любом случае получит миллиарды рублей дополнительного квазиналога за счет потребителей, говорит Шапарин. Которым придется покупать, во-первых, то, что предлагают, во-вторых, по завышенным ценам – напомним, не так давно генеральный директор «АвтоВАЗа» Максим Соколов обращался к правительству с просьбой об увеличении утильсбора. И наивно было бы полагать, что интерес здесь только в том, чтобы минимизировать «китайскую угрозу», оставив цену на свою продукцию на прежнем уровне.
«Происходящее очень напоминает заградительные пошлины, вводимые специально для продаж «Весты», «Гранты» и «Искры». Надо повышать не утильсбор, а качество производимых машин и делать их доступными для массовых слоев населения. Иначе начнутся мошеннические схемы, появятся «серые» перевозчики, обещающие машины клиентам по привлекательной цене – а клиент в итоге останется и без денег, и без машины», - делится своей точкой зрения автоблогер и автоэксперт Артем Зайцев.
А что покупатель? «Покупать все равно будут, значительная доля продаж идет по кредитам, и когда сумма размазывается на семь лет, человеку психологически проще платить – что 50 тысяч в месяц, что 52 или 54, особой разницы нет», - заключает Максим Кадаков.
Благая цель – искусственно подтолкнуть китайские автоконцерны к открытию полномасштабных производств в России – может останется целью только на бумаге. В реальности же все обернется лишь тем, что и без того сильно подорожавшие машины вырастут в цене. В том числе и Lada.